Музыкальное посвящение Петербургу из Якутска
Филармония Якутии представила своим слушателем свой новый концертный абонемент «Музыкальные столицы мира», в рамках которого была представлена программа, посвященная Санкт-Петербургу. На нем симфонический оркестр «Симфоника артика» под управлением
Натальи Базалевой исполнил музыку композиторов, чьи имена так или иначе связаны с культурной столицей России.
Центральным произведением программы стал «Концерт для скрипки с оркестром» главного музыкального гения финской академической музыки Яна Сибелиуса, в котором заглавную партию исполнила солистка ансамбля «Виртуозы Якутии»
Ефросиния Ефимова. Помимо этого, как бы отдавая должное, блистательному прошлому столицы Российской империи, оркестр сыграл музыку, которая как раз характеризовала Петербург как город роскошных балов и светских торжеств — это «Полонез памяти А.С. Пушкина» Лядова, «Вальс-фантазия» Глинки и «Мазурка» Глазунова. То есть эти произведения как раз передавали атмосферу парадного танца, представив основные его виды, существовавшие в то время, за исключением, конечно, печального полонеза Лядова.
Но в тоже время если выбор русских композиторов для этой программы очевиден, то представленное произведение Сибелиуса, которое, кстати, исполнялось в Якутске впервые, вызывает некоторые вопросы. Конечно, в то время Финляндия была частью Российской империи, но все же. Наталья Базалева объяснила очевидные и неочевидные связи Сибелиуса с Петербургом.
«Наш оркестр в 2015—2016 годах обеспечивал третий тур конкурсантам скрипичного конкурса Леопольда Ауэра. И вот наша солистка
Ефросиния Ефимова исполняла как раз это произведение Сибелиуса на этом престижном конкурсе, став его лауреатом. В общем, у нас любовь к этой музыке Сибелиуса не просто абстрактная, но у нас с ней есть еще и прямая связь, такие связующие нити. К тому же мы играли, как это понятно, эту музыку в Петербурге на конкурсе, а в Якутске мы ее еще ни разу не исполняли. И лично для меня имя Сибелиуса стоит на одном уровне с Рахманиновым и Чайковским.
А этот концерт тем более удивителен тем, что сам Сибелиус всегда хотел стать выдающимся скрипачом, но у него не сложилось. И все свои страдания от нереализованной мечты композитор как раз вложил в этот скрипичный концерт. И он получился очень не простым, как для солиста, так и для оркестра. Очень много развернутых оркестровых эпизодов, концепция сложна, а партия скрипки просто виртуозна».
Она добавляет, что этот концертный абонемент предполагает повторение в будущем посвящений столицам. И в этой связи по поводу Петербурга уже есть планы исполнить знаменитую Пятую симфонию Шостаковича. А следующей музыкальной столицей станет Вена и на концерте-посвящении будет исполнена, разумеется, венская классика, среди которой произведения Гайдна и Моцарта.
yakutia.info/article/186203