Дорогие друзья!
Мы ждем Вас сегодня в 19.00 в Центральном музее музыкальной культуры имени Глинки, где артисты проекта «OPUS UNIVERSUM» представят пятую программу цикла.
О прошедших событиях проекта — в том числе, о состоявшейся российской премьере — Вы можете прочесть на страницах газеты «Музыкальный клондайк» или же на портале одноименного информационного агентства:
«OPUS UNIVERSUM»
В октябре этого года в Центральном музее музыкальной культуры Всероссийского музейного объединения им. М. Глинки начал свою работу Международный музыкальный проект «OPUS UNIVERSUM». В канун его открытия члены Попечительского совета направили приветствия, полные веры в новую идею и ее яркое будущее.
«Глубина идеи проекта, сочетающаяся с творческой смелостью, профессионализмом его артистов — преемников традиций великой русской исполнительской школы, а также высоким классом ее воплощения, уверен, встретит яркий отклик в сердцах слушателей!.. Искренне желаю успеха проекту „OPUS UNIVERSUM“ и верю, что он станет одним из интереснейших событий московского концертного сезона!» — приветствовал проект народный артист РФ Д. Л. Мацуев. Руководитель Артистического центра «Yamaha», кандидат искусствоведения О. А. Левко выразила уверенность, что
«этот уникальный проект пройдет на самом высоком уровне, станет ярким событием в культурной жизни Москвы…».
Проект «OPUS UNIVERSUM» (лат. «опус универсум» — «всеобщий труд», «всеобщее творение», «целая профессия») объединяет исполнителей, чьим своеобразным кредо могла бы стать фраза актёра, театрального режиссёра Ю. Мильтиниса: «Не ищите в искусстве новое, ищите вечное». Обращение к вечному, и потому всегда новому, предполагает глубокий духовный поиск, смелость творческих решений; «целая профессия» является образом жизни.
«„Opus Universum…“ — „Всеобщее творение…“ Мне очень нравится название — и одновременно идея — проекта. Действительно, можно представить в качестве высшей цели труда исполнителя вовлечение слушателя в совместный акт творения. Не просто извлечение звуков в правильной последовательности, а создание образа, атмосферы, мгновения, влияющего через души слушателей на равновесие сил в мире, когда каждая минута совместного существования в Прекрасном увеличивает количество добра во Вселенной. Пусть это звучит излишне пафосно, но, согласитесь, красиво! Не пожалеешь никаких усилий, если перед тобой ТАКАЯ цель. Посему желаю от души успеха молодым музыкантам и проекту в целом. В добрый путь, улучшать этот мир!» — напутствовал исполнителей заслуженный артист РФ, профессор А. Б. Тростянский.
«OPUS UNIVERSUM» выбирает формат циклов программ. Первый из них — «Музыка Времени». Величие барокко, стройность классицизма, романтические категории возвышенного объединены в программах с направлением, родившимся из ощущения мимолётного впечатления и перешедшем в века под именем «импрессионизм», графика и геометрия музыкального пространства XX в. сочетаются с ясностью мироощущения школы «новой простоты».
«Как известно, искусство вечно! И вечным его делает та первооснова, то эмоционально-духовное начало, благодаря которому великие гении высокой культуры создавали свои шедевры!» — приветствовал проект народный артист РФ, профессор Р. О. Багдасарян.
Автор идеи и художественный руководитель проекта — лауреат международных конкурсов, пианистка, преподаватель Московской консерватории, член World Piano Teachers Association Елена Тарасова. Среди её проектов — фестивали «К 110-летию со дня рождения Ф. Пуленка» и «Русские вечера», проект «В поисках Красоты. Experimentum» и др. Исполнительный директор проекта — лауреат международных конкурсов, кларнетист, преподаватель Московской консерватории Николай Агеев; исполнительный продюсер проекта — PR-директор музыкальных и художественных проектов, журналист Екатерина Гоголева.
Сергей Полтавский, Елена Тарасова, Николай Агеев
Участники проекта — недавние выпускники Московской консерватории, лауреаты международных конкурсов, активно концертирующие в России и за рубежом и преподающие в стенах Alma Mater — Анна Янчишина (скрипка), Елена Корженевич (скрипка), Евгений Румянцев (виолончель), Елена Тарасова (фортепиано), Мирослава Фльорчак (сопрано) (Польша), Николай Агеев (кларнет), духовой квинтет «Modus Vivendi». Приглашены к участию лауреаты международных конкурсов Сергей Полтавский (альт), Сергей Суворов (виолончель), Михаил Турпанов (фортепиано), Алексей Кудряшов (фортепиано), Олеся Кравченко (орган), Айдана Карашева (арфа) /Казахстан/ и Кехань Сюй (фортепиано) /Китай/. Ведет концерты Наталья Даль.
Наталья Даль, Михаил Турпанов, Елена Тарасова
«Любой культурный проект, в котором заняты артисты, связавшие свои судьбы с нашим прославленным учебным заведением, обещает атмосферу свободного творчества и неизменно высокий уровень исполнительского мастерства. Программа музыкального праздника отличается оригинальностью и многообразием. Замечательно, что „OPUS UNIVERSUM“ продолжает традицию развития отечественного искусства и создаёт условия для творчества молодых артистов», — отмечает заслуженный артист РФ, профессор П. Т. Нерсесьян.
«Мне кажется очень важным то, что молодые, активно концертирующие в России и в мире музыканты передают современный, реальный, „здесь и сейчас“ опыт своим студентам, что в стенах консерватории кипит жизнь, создаются новые творческие объединения, союзы, играются интересные и сложные концерты,» — говорит солистка ГАБТ, обладатель Гран-при конкурса BBC «Певец мира» (Кардифф) Е. Н. Щербаченко.
«…искренне желаю всем участникам достижения поставленной и сформулированной ими задачи — глубины творческого поиска и яркого результата, диалога между композитором и интерпретатором, а также искреннего творческого общения со слушателем. Это объединение во имя главного — во имя музыкального искусства,» — приветствует проект заслуженная артистка РФ, профессор М. И. Кравченко.
В первой программе цикла («Величие барокко / Стройность классицизма») прозвучали сочинения И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена. Вторая программа («Романтические категории возвышенного») объединила многообразие романтических фамилий. В третьей программе («Русский романтизм. Между действительностью и мечтой») звучали сочинения П.Чайковского и С.Рахманинова. Яркие впечатления оставило изысканное построение этих программ и артистическое их воплощение.
Четвёртый концерт («Геометрия пространства. Линии Новой простоты») представил произведения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Пелециса, А. Пярта. В рамках программы состоялась российская премьера. Имя автора для России новое. Паскаль Якубовски (Франция) — композитор, лауреат премии им. П. и Ж. Лаболь, профессор композиции Региональной консерватории (C.R.R.) и Университета им. Ж. Монне г. Сент-Этьена. Её музыкальный язык своеобразен, но выбор решений свидетельствует о безусловном высоком уровне её сочинений. Паскаль получает заказы на произведения от государства, «Radio France», организаторов фестивалей, руководителей департаментов, солистов и ансамблей. Сочинение «Эллипсы» для фортепиано созданы ею специально для фестиваля «Les Pianos Folies» (автор концепции и директор фестиваля — И. Оффруа, художественный советник — Н. Оффруа). Фестиваль ежегодно проходит в г. Ле-Туке, являясь одним из ожидаемых и значимых событий музыкальной жизни Франции. Е. Тарасова отмечала:
«Для меня большая честь, что Иван Оффруа и Паскаль Якубовски предложили мне исполнить мировую премьеру, а также отнеслись с большим вниманием к моему проекту и позволили представить это сочинение здесь. Этот опус очень интересен, и я искренне надеюсь, что в дальнейшем он будет репертуарным в России — и не только в России».
Паскаль Якубовски
«Сочинение посвящено Елене Тарасовой, вызвавшей его к жизни 17 августа 2016 года в мэрии Ле-Туке. Сердечно и горячо благодарю Ивана Оффруа за возможность этой прекрасной встречи», —говорит П. Якубовски. —
«В этой партитуре из пяти пьес я хотела передать сильные переживания, которые с детства вызывают у меня произведения Фредерика Шопена, и восхищение его творчеством, одновременно продолжая исследовать мир современной музыки… Слушатели этой партитуры проложат свой собственный путь в соответствии с тем, что пройдено каждым из них».Встреча с «Эллипсами» вызывает желание детально познакомиться с наследием композитора в целом. Ясность формы, содержательность, но лаконичность высказывания, арабески фактур… Сочинение выглядит прозрачной, естественной импровизацией, безупречно выстроенной, рассчитанной автором во всей партитуре.
Свою трактовку названия предлагает Наталья Даль, ведущая концертов проекта, автор исследовательских работ по истории европейской музыки, современной музыкальной политике и проблемам музыкального образования:
«Паскаль — ровесница реализованной вечной мечты человечества выйти в космос. Для нее эллипс — уже не фигура геометрии, а эллиптическая орбита, с которой, набирая ускорение, человечество вырвалось в безграничное пространство. Музыка Шопена — это эмоциональное горючее для интеллекта, которое питает потрясающий технический взлет. Её идея контакта со слушателями совпадает, на мой взгляд, с теорией Николая Бердяева о литературном восприятии читателей: „Я всю жизнь много читал. Но мысль моя имела не книжные источники, она питалась интуициями жизни. Только собственный внутренний опыт давал мне возможность понять читаемую книгу…“ Паскаль уловила единые душевные мелодии гордости современников и этим произведением посвящает в них нас и будущие поколения…»В декабре проект представит заключительные программы цикла: «Игра со временем. Реминисценции и аллюзии» (10 декабря, 19.00) и «Музыка впечатления. Из мимолетного в вечное, из мгновения в век» (23 декабря, 19.00).Новости и программы проекта Вы можете увидеть на сайте
www.opus-universum.com, фото- и видеорепортажи — на официальных страницах в социальных сетях. По словам организаторов, «OPUS UNIVERSUM» открывает двери каждому, кто хочет узнать о мире классической музыки и о жизни артистов.
Анна КОРНЕЕВАФото предоставлены организаторами проектаwww.muzklondike.ru