«МК на Дону» ознакомился с мнением нового руководителя Ростовской филармонии – госпожой Яковлевой по поводу слухов о ней самой
Слухи один другого критичнее доводилось в последнее время слышать от людей, имеющих непосредственное отношение к культурно-музыкальной жизни Ростова-на-Дону. Дескать, худруком святая святых – Ростовской филармонии – стала мало кому доселе известная психолог из Новочеркасска, близким родственником которой является не кто иной, как вице-губернатор Сергей Бондарев.Так ли это на самом деле, корреспондент «МК на Дону» поинтересовался у самой Оксаны Яковлевой. Заодно мы попросили рассказать о том, как произошло ее утверждение на должность художественного руководителя.
Общение началось с того, что г-жа Яковлева упрекнула издание за то, что редакция посмела… направить официальный запрос о происходящем в филармонии в официальный орган – министерство культуры Ростовской области. С чем связана такая реакция на запрос, остается только догадываться.
– Расскажите немного о себе. О чем мечтали, что оканчивали?– В три года мама привела меня в новочеркасский Дворец культуры электровозостроительного завода. Где были великолепные педагоги и по вокалу, и по хореографии. Я занималась во Дворце культуры хореографией, а с 7 лет – еще и в музыкальной школе по классу фортепиано. С детства очень люблю музыку, у меня была очень музыкальная дружная семья. Всех забавляло, как я пыталась учить подружек танцевать, петь или играть на фортепиано.
– А с какого возраста решили, что преподавание – это ваша стихия?– Наверно лет с десяти. Вокруг меня всегда были маленькие дети, и я всегда находила, чем их занять. Поэтому, окончив общеобразовательную школу, я определилась, что воспитание детей – это мое.
С красным дипломом окончила Ростовский педагогический колледж по специальности воспитатель – музыкальный руководитель со специализацией заведование дошкольным учреждением. Второе образование получила в нашем педагогическом университете по специальности психолог.
Начинала работать музыкальным руководителем в детском саду. Получала очень много благодарностей и грамот за организацию праздников не только в детском саду, но и в родном Дворце культуры, куда меня пригласили заместителем директора по культурно-массовой деятельности. Занималась большой творческой работой, в том числе режиссерско-постановочной. Занималась гастрольной деятельностью, была возможность приглашать коллективы, в том числе вплотную работали и с Ростовской филармонией.
– А вы, я так понимаю, тоже выступали в других городах Ростовской области?– Конечно.
– А в роли кого?– И как участница коллектива, и как заместитель директора.
– Играли или пели?– Танцевала и пела.
– А как назывался ваш коллектив?– Ансамбль народного танца «Лазоревый». Художественным руководителем была Тамара Ярмуш. После того, как она уехала в Таганрог, я стала руководителем этого коллектива. С ним мы участвовали во всевозможных конкурсах, концертах – и по области, и непосредственно в городе. Продолжив добрую традицию Дворца культуры по организации новогодних театрализованных представлений, была сценаристом и режиссером-постановщиком.
– А о каком периоде идет речь?– С 1992 по 2003 год. В 2003-м я окончила Ростовский филиал Санкт-Петербургской академии культуры по специализации менеджер социально-культурной сферы.
– Это вы заочно учились?– Да. И с 2003 года меня пригласили работать в управление культуры администрации Новочеркасска. Сначала была заместителем, а в 2007-м была назначена начальником управления культуры. И уже в этой должности работала над совместными проектами с Ростоблфилармонией. Ее коллективы принимали активное участие в юбилейных мероприятиях, посвященных 200-летию города Новочеркасска, памятных датах, посвященных основателю города атаману М.И. Платову и многих других.
Однако, в связи со сменой власти в городе у меня закончился контракт, заключенный с предыдущим мэром Новочеркасска. И когда я услышала, что планируются изменения в филармонии, естественно, начала узнавать, насколько реально выиграть в конкурсе, что для этого необходимо. И я предприняла все усилия для того, чтобы возглавить это учреждение. Написала свою программу развития филармонии, изучила множество материала по менеджменту ведущих филармонических организаций.
– А с прошлым руководителем вы были знакомы?– Да, конечно. И не только с ним. Здесь еще работал Виктор Скляров – заместителем художественного руководителя.
– Немного отвлечемся, ваши любимые композиторы, певцы?– Любимых трудно назвать, их много. Очень люблю Вольфганга Амадея Моцарта, Фредерика Шопена, Йозефа Гайдна, Сергея Рахманинова.
– А из современных?- Можно назвать Леонида Клиничева, Евгения Щербакова, Айдара Гайнуллина.
– А с кем-то общаетесь из наших донских композиторов?– В состав художественного совета филармонии входит композитор Анатолий Цукер. Посредством общения с ним мы надеемся наладить сотрудничество с местными композиторами.
– Какие проблемы в организации деятельности филармонии вы видели изначально?– Когда я представляла свою программу на конкурсе, я говорила о том, что структуру, конечно, надо менять. Что я и сделала. Того, как была организована работа в филармонии, было недостаточно, чтобы она развивалась. Получается, она была просто наполнена творческими коллективами. Но ведь им надо помогать, чтобы реализоваться.
– То есть не хватало грамотного менеджера?– Здесь по сути был один отдел – он же и концертный, и рекламный. Коллективы, грубо говоря, были предоставлены сами себе. Директора, художественные руководители занимались всем. В том числе и хозяйственной частью. Этого, конечно, быть не должно...
– «Разделяй и властвуй»?– Конечно. Хотя когда я сюда шла, понимала, что будут вопросы о том, что у меня нет профессионального музыкального образования. Но сейчас как раз есть тенденция – не только в России, но и за рубежом, когда происходит разделение полномочий директора и художественного руководителя, который как раз и владеет профессиональным музыкальным образованием и может помогать творческим коллективам именно в этом плане. Каждый должен заниматься своим делом. Профессиональный музыкант подчас не видит каких-то хозяйственных недоработок, не видит путей привлечения финансовых средств, потому что у него несколько другое видение работы.
Поэтому у меня в структуре штатного расписания эти должности разведены. Художественный руководитель – это отдельная единица, которую я буду в течение этого года подыскивать. Я же буду директором. Еще будут разные дополнительные отделы. В том числе из новых – отдел маркетинга, отдел фандрэйзинга – по привлечению дополнительных средств. В моей конкурсной программе также был пункт, касающийся создания попечительского совета. Все сразу возмутились – мол, это будут люди, с которых будут дань собирать. Нет. Попечительский совет – это люди, которые не только занимаются вливанием каких-то финансовых средств. Это и именитые музыканты области, и чиновники, и меценаты, которые уже известны. Будет проведена большая работа по созданию имиджа филармонии.
– А сколько еще вы планируете ввести новых штатных единиц?– А я ничего не ввожу дополнительно. Это единицы, которые были и раньше, просто мы их заполняем специалистами.
Есть мнение, что филармоническое искусство не должно заниматься клубной деятельностью. Это разные вещи – Дворец культуры и филармония. Действительно, это разные вещи, но в условиях рынка, в которых мы находимся, одно другому не мешает. Для того, чтобы выживать сейчас, нужно более широко подходить ко всем формам обслуживания населения. И я не считаю, что в этом отношении филармония должна отстраниться. Нам ведь много нужно сделать, в том числе и приводить в порядок здание, которое требует капитального ремонта.
– А власти помогают как-то в этом?– Да, конечно, помощь губернатора и Министерства культуры ощутима. В проект финансирования на 2012 год заложили сумму на проектно-сметную документацию именно на капитальный ремонт филармонии. А также на приобретение музыкальных инструментов и пошив костюмов. Разрабатывается положение о поддержке коллективов посредством присвоения статуса «Губернаторский».
– Расскажите немного об этапах прохождения конкурса на замещении вакантной должности художественного руководителя филармонии.– Требовалось сдать определенный набор документов в Министерство культуры Ростовской области. Жюри состояло из 12 человек. А к конкурсу всего было допущено 13 кандидатов на должность художественного руководителя.
– Вы были знакомы с остальными кандидатами?– Не со всеми. Но заочно мы друг друга знали. Единственный, с кем я никогда не встречалась, это был на тот момент дирижер, художественный руководитель нашего симфонического оркестра Юрий Ткаченко.
– Действительно ли после проведения конкурса один из кандидатов на должность обратился в прокуратуру с заявлением о том, что конкурс был проведен нечестно? Вы что-то слышали об этом?– Да, слышала. Но очень сомневаюсь, что независимая конкурсная комиссия может провести конкурс нечестно.
– Читатели «МК на Дону» интересуются, правда ли, что на выбор художественного руководителя филармонии повлиял человек по фамилии Бондарев. Вы с таким знакомы?– Я знакома с Сергеем Борисовичем по работе в Новочеркасске, но мы не родственники. Однофамильцы.
– То есть Бондарева – это ваша девичья фамилия?– Да. Кстати, был подобный вопрос от министра культуры. Но отпал, когда посмотрели мою анкету, изучили биографию.
– Завершающий вопрос – ближайшие планы.– Планов много. Самое главное – это та команда, которая тебя может поддержать во всех начинаниях. Любой руководитель начинает с подбора специалистов, которым он доверяет, с которыми можно поспорить и в итоге найти золотую середину, приемлемую в конкретных условиях. Я не являюсь исключением. И в филармонию со мной пришли два заместителя – по финансам и по развитию.
– А сколько человек из вашей новочеркасской команды теперь работают в филармонии?– Четверо.
– А не тяжело в одном городе жить, в другом работать?– Нет. У меня есть служебная машина, добираюсь за 40 минут. И приезжаю за полчаса до начала работы.
материал: Анна Королева
rostov.mk.ru
Комментарии
ростов на дону мария, 13 ноября 2013:
все и правда и неправда... ДИРЕКТОР с заочным образованием и команду подбирает себе под стать.. а то умничают много в филармонии. Не нравится!!!!!!!!!