Музыкальные мистерии ко Дню Белгорода

Добавлено 01 августа 2014 Тимур Халиуллин

Органный зал Белгородской филармонии, Белгородская филармония, Карильон Белгородской филармонии, Михаил Пидручный (панфлейта, флейта), Тимур Халиуллин (карильон, клавесин, орган)

Белгородцы первыми в России, а возможно и в мире, услышат дуэт карильона и электровиолончели

фото Вадима Заблоцкого

Звоны колоколов диковинного карильона, мистический голос испанской волынки и прекрасный – тихой виолончели, покорители огня – уличные жонглёры, демонстрирующие своё опасное и зрелищное искусство. Речь не о традиционных гуляниях Средневековья, а о концерте, который посвящён Дню Белгорода и прозвучит 3 августа. Свидетелями дерзкого эксперимента невероятно талантливых музыкантов станут те, кто в полдень окажется на Музейной площади парка Победы.


Ставший уже традиционным «Белгородский звон» – карильонные концерты выходного дня – в преддверии Дня города обещает обернуться грандиозным экспериментом. И для белгородских меломанов. И для самих исполнителей: солистов Белгородской государственной филармонии – Тимура Халиуллина (карильон),Михаила Пидручного (испанская волынка, флейта Пана, сопилка) и Николая Антоненко (ударные) – и виолончелиста и композитора из Ниццы Валерия Михайлова. И для откликнувшихся на их предложение поэкспериментировать вместе артистов Театра огненных мистерий Shadows.

Старинный и современная

Карильон и виолончель? Дуэт? Нет, невозможно. То, что ещё пару лет назад было аксиомой, Халиуллин и Михайлов опровергают на раз. Их сложившийся для грядущего концерта дуэт – давняя идея, которая, наконец, обрела реальные очертания.

«С классической версией виолончели карильон совмещать нельзя – в сравнении с ним виолончель звучит тихо. Но как только у Валерия появилась электровиолончель, которую можно подключить к усилителю, проблема решилась. Такого никогда нигде не было – вряд ли кто додумался совмещать два эти инструмента», – поясняет Халиуллин.
Экс-солист Белгородской филармонии и экс-виолончелист белгородского симфонического оркестра, Валерий Михайлов на несколько недель прибыл в Белгород из Франции. Вместе с ним, естественно, его дивная спутница – тихая виолончель SVC-110 Yamaha. Этот крупнейший японский производитель мотоциклов начал своё восхождение в конце XIX века именно с изготовления музыкальных инструментов.

Электрические фортепиано, скрипки, контрабасы, барабаны, гитары и, конечно, виолончели концерн разрабатывает с 90-х годов прошлого столетия. Серию Silent, так её назвали, задумали для того, чтобы музыканты, не мешая соседям, могли заниматься дома. Но инструменты оказались настолько удачными, что профессионалы их полюбили, превратив в концертные.

«У электровиолончели гораздо больше исполнительских возможностей. Она ничуть не уступает академической, а в таких направлениях, как джаз и рок, пожалуй, её превосходит. Инструмент быстрее отвечает – выше скорость звукоизвлечения. Акустический инструмент нужно «продавливать», то есть большая часть усилий уходит на то, чтобы «пробить» зал по акустике. В результате музыкальность страдает. У электрического таких недостатков нет, а значит, с его помощью можно расцвечивать музыку тонкими красками и в этом смысле выходить за пределы возможностей обычной виолончели. В ней меня привлекает и возможность реализовывать любые музыкальные идеи», – комментирует Михайлов.
Прекрасный голос тихой виолончели впервые прозвучал в Белгородской филармонии в 2012-м. 3 августа белгородцы услышат его снова. Что именно приготовили Михайлов и Халиуллин? Адажио Алессандро Марчелло, Прелюдию № 2 до минор из цикла «Хорошо темперированный клавир» Иогана Себастьяна Баха, старинную английскую (ирландскую) народную песню «Зелёные рукава» и последний хит легендарного Луи Армстронга What a Wonderful World («Как чудесен мир»). Безусловно, виолончелист представит соло – знаменитую арию Каварадосси из оперы «Тоска» Джакомо Пуччини. И, будучи не только одарённым исполнителем, но и композитором, – искусство импровизации.

Фото Вадима Заблоцкого

Мечта многолетней выдержки

Михаил Пидручный – музыкант-мультиинструменталист. Флейта Пана, сопилка, флейта, волынки (испанская гайта и китайская хулусси) – вот далеко не все инструменты, которыми он владеет в совершенстве.

«Народная музыка – эта страсть пришла ко мне ещё в детстве. Благодаря отцу. Я начал играть на сопилке, а в 9-м классе – и на флейте Пана (вы услышите, как Михаил играет на ней Прелюдию до мажор Баха – Шарля Гуно – прим. авт.). Однажды меня ошеломило выступление одного харьковского панфлейтиста, и мне захотелось непременно попробовать самому. И тогда отец своими руками сделал этот инструмент для меня», – делится воспоминаниями Пидручный.
Вообще Михаила интересуют практически все духовые народные инструменты. О волынке он долго мечтал. Между тем Халиуллин думал над тем, что неплохо было бы сочетать орган с волынкой. Узнав об этом, тогдашний художественный руководитель филармонии Иван Трунов пошёл им навстречу. В 2012-м в руках Пидручного оказались сразу две волынки: испанская гайта и китайская хулусси (по звучанию напоминает флейту). Дуэты с органом последовали незамедлительно. И каждый из них сопровождает невероятный успех у зрителей. А потом появился карильон. И с ним – идеи новых совместных выступлений.

«И карильон, и волынка – инструменты старинные народные, соответствуют одному стилю, одному временному контексту. На волынке мелодии звучат очень выразительно, филигранно. Карильон же, в первую очередь, инструмент ударный, ритмический. На нём хорошо воплощать попевки и мотивы перезвонов. Вот почему они отлично дополняют друг друга, отсылая к эпохе Средних веков», – объясняет Халиуллин.
Тимур как карильонист выступал с волынщиком Никитой Кобзарём, а с Пидручным всё как-то не случалось. Но этот июль всё исправил. Вдвоём они исполнят русскую фольклорную песню «Заиграй, моя волынка», напомнив о том, что и у нашего народа существовала своя версия этого инструмента.

Союз четырёх

Собственно, редчайшими дуэтами концерт не ограничится – музыканты предстанут и в ансамбле. Как не ограничится он какой-либо концепцией: вы услышите музыку от старинных мелодий до барочных и современных (кстати, обработки всех 12 композиций, вошедших в программу, исполнители сделали сами). Ведь когда встречаются четыре музыкантов экстра-класса, установить для них границы может лишь их собственная фантазия.

«Выбрав тему, мы бы тем самым сковали себя. Нам же хочется, как можно более ярко и полно представить каждый из инструментов, раскрыв его возможности в дуэтах, ансамблях и, конечно, соло», – подтверждает виолончелист.
«А карильон с его ярким, непростым тембром будет раскрашен новыми краски», – добавляет Халиуллин.

Вы сможете оценить, к примеру, аутентичное звучание песни Andro II немецкой группы «Фавн» (FAUN), играющей в стиле фолка, дарквейва, средневековой музыки. Любопытно, что в момент её исполнения Михаил Пидручный сменит гайту на сопилку и предаст той же теме светлое и пронзительное звучание.

Фото Алисы Халаимовой из архива Shadows

Выйдут из сумрака

Танцевальный дуэт с огненными чашами Арины Масловой и Олеси Добровольской, их номера с гимнастической огненной скакалкой и огненными веерами, искусство файербризера (человека, выдыхающего огонь) Артёма Долженко – сопроводят игру музыкантов артисты Театра огненных мистерий Shadows. А когда Михайлов, Пидручный, Уваров и Халиуллин сплотятся для последней композиции концерта – «Ирландского степа», большинству из нас знакомого по популярным экранным фэнтези, вместо быстрых чётких движений ног танцоров зрители увидят виртуозное мастерство рук.

Олег Кравцов будет жонглировать китайским снарядом фейча и огненными булавами.

«Мы всегда за любые творческие интересные проекты. Нам нравится экспериментировать и выходить за рамки обыденного. В прошлом году я случайно познакомился с Тимуром Халиуллиным. Музыкант рассказал, что играет на органе и карильоне. И что под аккомпанемент последнего в Средние века выступали артисты. Тут же возникала идея совместного выступления. Помечтали и всё забылось. До этого мая, когда я снова случайно встретил Тимура и напомнил про наш разговор. Я предложил пару средневековых мелодий, которые Халиуллин воспринял на слух и мастерски переложил на ноты (благодаря Кравцову в программе возникла Andro II – прим. авт.). Михаил Пидручный сделал адаптацию этих мелодий для волынки и сопилки. Подключились Валерий Михайлов и Николай Антоненко. Образы номеров Shadows вызревали в процессе совместных репетиций», – рассказывает арт-директор Shadows Олег Кравцов.
Тот факт, что концерт прозвучит днём, не сделает шоу Shadows менее эффектным. Перед ними стоит несколько иная задача – все их усилия будут направлены на создание атмосферы средневекового действа на базарных площадях и улицах, которые не обходились без фолк-музыки и выступлений гистрионов (бродячих актёров). Вот так когда-то казавшаяся ввиду своей масштабности нереалистичной мечта объединит своих мечтателей и превратится.

Екатерина Шаронова
http://www.belpressa.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору