C 6 по 14 января в Малом зале Московской консерватории в 15-й раз пройдет фестиваль камерной музыки «Возвращение», в котором принимают участие выпускники российских музыкальных школ, добившиеся успеха за рубежом: Александр Кобрин, Борис Бровцын, Александр Ситковецкий, Борис Андрианов, Владислав Лаврик и другие молодые исполнители.Преамбулой к этому событию станет музыкальное празднование «Другого Нового Года» во Дворце на Яузе 31 декабря. В концерте вместе с постоянными участниками фестиваля «Возвращение» выступят юные стипендиаты Фонда «Возвращение» и оркестр «Musica Viva». Здесь же состоится премьера кантаты Петра Поспелова «Ловцы жемчуга в Яузе».
Фестиваль «Возвращение» на этот раз изменил Рахманиновскому залу, то есть традиционной площадке, и переместился в так называемый Малый зал Московской Консерватории, который больше Рахманиновского.
Дмитрий Булгаков, музыкант и организатор фестиваля в интервью Радио Свобода объясняет:
— Мы все очень любим Рахманиновский зал и, мне кажется, наша публика тоже привыкла к нему. Однако в этом году случилось радостное событие: к организации фестиваля подключилась Московская филармония. Она нам сильно помогает, в том числе взяла на себя аренду залов. Посмотрим, как это получится, посмотрим, удастся ли сохранить семейную камерную атмосферу в этом зале, и если да, то хорошо, если нет, мы всегда можем вернуться.
- С одной стороны, вы говорите о камерной атмосфере, а с другой— планируете органный концерт.— Да, орган, наверное, не первый инструмент, который приходит на ум в контексте камерной музыки, но это даст нам дополнительные краски, приедет замечательная органистка из Эстонии — Кристель Айр. Это контраст, а мы, в общем, любим контрасты и строим наши программы именно на них.
— Обычно программы фестиваля объединены темами, для каждого концерта сочинено очень завлекательные название…— В этот раз мы также придумали три тематических концерта и один финальный, который традиционно называется «Концерт по заявкам» — имеются в виду заявки наших участников. В этом году фестиваль откроется 6 января концертом «Песни о родинах». Это музыка разных композиторов разных эпох, которая так или иначе связана с их переживаниями, скажем так, о судьбах их родных стран. Может быть, именно в музыке патриотизм — такой чистый, не пафосный, настоящий. Это и Айвз, и Сибелиус, и Свиридов, и Дворжак, и Прокофьев. Мне кажется, получается интересный концерт.
Следующий концерт — 8 января — называется «Салон». Мы взяли в чистом виде камерную музыку, домашнюю салонную музыку. То есть музыку, которая была написана и задумана именно для исполнения в домашних условиях, на совсем камерных салонных концертах, рассчитана на 20–30 человек. Конечно, в первую очередь это музыка XVIII–XIX веков, это Бетховен, Шуберт, Глинка… Есть интересные истории, например — органные произведения Моцарта, обработанные Бузони для двух роялей, именно для того, чтобы их можно было исполнять в более камерных условиях. Или еще более интересная история, на мой взгляд, это вальс Штрауса в обработке Шенберга, опять же оркестровое произведение, обработанное для камерного ансамбля. Есть еще Гия Канчели. Сразу возникает вопрос: при чем тут салонная музыка? Однако, существует надпись на нотах, которые были подарены Ксении Башмет, где как раз говорится о том, что эту музыку можно исполнить где-то между ужином и бокалом вина. Колоритная дарственная в стиле Гии, и мы ее, конечно же, поместили в наш буклет.
А 10 января — третий концерт, который называется «Чайковский», и как уже у нас было со Стравинским и Шуманом, это посвящение конкретному человеку — Чайковскому. Однако мы практически не берем его музыку, мы берем музыку, которая, на наш взгляд, повлияла на творчество Чайковского, и музыку его современников, которые были тесно связаны с ним. А также музыку композиторов 20 века, посвящавших свои произведения Чайковскому или использовавших его темы, — композиторов, на которых Чайковский повлиял. Мы начинаем с Моцарта, есть Шуман, которого боготворил Чайковский, а потом им на смену приходят современники Чайковского — Даргомыжский, Аренский. Ну, и все заканчивается современной музыкой — это Сильвестров и Куртаг. Ну, а в конце мы сыграем Чайковского, точнее, споем. Вокальный ансамбль «Интрада» исполнит «Вокальный квартет». Этот квартет написан на темы Моцарта, с которого наш концерт и начинается.
Марина Тимашеваhttp://www.svoboda.org