Музыкант Дмитрий Булгаков — о XV фестивале камерной музыки «Возвращение»

Добавлено 28 декабря 2011 muzkarta

Борис Бровцын (скрипка), Фестиваль камерной музыки «Возвращение», Московский камерный оркестр «Musica Viva», Московская консерватория, Московская академическая филармония, Роман Минц (скрипка), Малый зал Московской консерватории, Владислав Лаврик (труба, дирижер), Большой зал Московской консерватории, Борис Андрианов (виолончель), Александр Кобрин (фортепиано)

C 6 по 14 января в Малом зале Московской консерватории в 15-й раз пройдет фестиваль камерной музыки «Возвращение», в котором принимают участие выпускники российских музыкальных школ, добившиеся успеха за рубежом: Александр Кобрин, Борис Бровцын, Александр Ситковецкий, Борис Андрианов, Владислав Лаврик и другие молодые исполнители.

Преамбулой к этому событию станет музыкальное празднование «Другого Нового Года» во Дворце на Яузе 31 декабря. В концерте вместе с постоянными участниками фестиваля «Возвращение» выступят юные стипендиаты Фонда «Возвращение» и оркестр «Musica Viva». Здесь же состоится премьера кантаты Петра Поспелова «Ловцы жемчуга в Яузе».

Фестиваль «Возвращение» на этот раз изменил Рахманиновскому залу, то есть традиционной площадке, и переместился в так называемый Малый зал Московской Консерватории, который больше Рахманиновского. Дмитрий Булгаков, музыкант и организатор фестиваля в интервью Радио Свобода объясняет:

— Мы все очень любим Рахманиновский зал и, мне кажется, наша публика тоже привыкла к нему. Однако в этом году случилось радостное событие: к организации фестиваля подключилась Московская филармония. Она нам сильно помогает, в том числе взяла на себя аренду залов. Посмотрим, как это получится, посмотрим, удастся ли сохранить семейную камерную атмосферу в этом зале, и если да, то хорошо, если нет, мы всегда можем вернуться.

- С одной стороны, вы говорите о камерной атмосфере, а с другой— планируете органный концерт.

— Да, орган, наверное, не первый инструмент, который приходит на ум в контексте камерной музыки, но это даст нам дополнительные краски, приедет замечательная органистка из Эстонии — Кристель Айр. Это контраст, а мы, в общем, любим контрасты и строим наши программы именно на них.

— Обычно программы фестиваля объединены темами, для каждого концерта сочинено очень завлекательные название…

— В этот раз мы также придумали три тематических концерта и один финальный, который традиционно называется «Концерт по заявкам» — имеются в виду заявки наших участников. В этом году фестиваль откроется 6 января концертом «Песни о родинах». Это музыка разных композиторов разных эпох, которая так или иначе связана с их переживаниями, скажем так, о судьбах их родных стран. Может быть, именно в музыке патриотизм — такой чистый, не пафосный, настоящий. Это и Айвз, и Сибелиус, и Свиридов, и Дворжак, и Прокофьев. Мне кажется, получается интересный концерт.

Следующий концерт — 8 января — называется «Салон». Мы взяли в чистом виде камерную музыку, домашнюю салонную музыку. То есть музыку, которая была написана и задумана именно для исполнения в домашних условиях, на совсем камерных салонных концертах, рассчитана на 20–30 человек. Конечно, в первую очередь это музыка XVIII–XIX веков, это Бетховен, Шуберт, Глинка… Есть интересные истории, например — органные произведения Моцарта, обработанные Бузони для двух роялей, именно для того, чтобы их можно было исполнять в более камерных условиях. Или еще более интересная история, на мой взгляд, это вальс Штрауса в обработке Шенберга, опять же оркестровое произведение, обработанное для камерного ансамбля. Есть еще Гия Канчели. Сразу возникает вопрос: при чем тут салонная музыка? Однако, существует надпись на нотах, которые были подарены Ксении Башмет, где как раз говорится о том, что эту музыку можно исполнить где-то между ужином и бокалом вина. Колоритная дарственная в стиле Гии, и мы ее, конечно же, поместили в наш буклет.

А 10 января — третий концерт, который называется «Чайковский», и как уже у нас было со Стравинским и Шуманом, это посвящение конкретному человеку — Чайковскому. Однако мы практически не берем его музыку, мы берем музыку, которая, на наш взгляд, повлияла на творчество Чайковского, и музыку его современников, которые были тесно связаны с ним. А также музыку композиторов 20 века, посвящавших свои произведения Чайковскому или использовавших его темы, — композиторов, на которых Чайковский повлиял. Мы начинаем с Моцарта, есть Шуман, которого боготворил Чайковский, а потом им на смену приходят современники Чайковского — Даргомыжский, Аренский. Ну, и все заканчивается современной музыкой — это Сильвестров и Куртаг. Ну, а в конце мы сыграем Чайковского, точнее, споем. Вокальный ансамбль «Интрада» исполнит «Вокальный квартет». Этот квартет написан на темы Моцарта, с которого наш концерт и начинается.

Марина Тимашева

http://www.svoboda.org

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору