Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 9 (170), октябрь 2019 г.
3 Октября 2019
«Музыкант-передвижник» Тимур Халиуллин
Мое летнее знакомство с органистом Белгородской филармонии Тимуром Халиуллиным стало незабываемым солнечным воспоминанием. Тимур родился в Ижевске, там же закончил музыкальный колледж, потом поступил в Петербургскую консерваторию и с 2011 года является солистом Белгородской филармонии. Тимур учился у замечательных петербургских педагогов (класс специального фортепиано доцента Леонида Тамулевича, класс специального органа профессора Даниэля Зарецкого, класс клавесина у профессора Ивана Розанова, композицией занимался в классе профессора Александра Мнацаканяна). В 2013 году он получил звание магистра на факультете искусств (отделение исторического исполнительства на клавишных музыкальных инструментах, кафедра органа, клавесина и карильона) в СПГУ. Игру на карильоне изучал в классе профессора Йозефа Хаазена.
Вот таким универсальным специалистом Тимур Халиуллин приехал по рекомендации своего преподавателя Даниэля Зарецкого в Белгородскую филармонию. «Он сюда меня направил, — рассказывает Тимур, — когда появилась идея здесь строить орган, а когда орган строится, сразу обычно выбирают органиста. Потом оказалось, что и карильонист будет нужен. Так что все мои образования здесь пригодились. Пожалуй, Белгород — это второе место после Петербурга, где представлены все эти инструменты.
«Островок старинного исполнительства» в Белгороде появился благодаря губернатору Евгению Степановичу Савченко. Он путешествовал по Европе, в частности был в Украине, где услышал передвижной карильон. И загорелся «привить» культуру европейского музицирования на старинных инструментах в Белгороде. По инициативе губернатора в Белгородской филармонии в 2011 году появился орган, а в 2012 — карильон.
Белгородский карильон первый раз прозвучал на Прохоровском поле — знаковом историческом месте для нашей страны.
С тех пор карильонные концерты в Белгороде проходят так же, как в Петербурге и во всей Европе. Каждое воскресенье в три или в четыре часа карильон звучит прямо на открытом воздухе для всех прохожих и желающих послушать этот необычный инструмент. Любознательные слушатели могут задать вопрос карильонисту, предложить ему сыграть с ходу какую-то известную мелодию. Иногда дети после концерта остаются, поднимаются на борт «карильонмобиля», где установлен карильон, могут нажать на клавиши, услышать звон некоторых колоколов. Карильон стал настоящей визитной карточкой региона. Единственный в России передвижной карильон имеет пятьдесят один колокол и весит четыре тонны.
В Петербурге уже много лет проводится карильонный фестиваль «Музыка над городом», и Тимур Халиуллин каждый год приезжает на него как приглашенный солист. Сегодня в Белгороде есть и свой фестиваль карильонной музыки, имеющий международный статус.
— Тимур, расскажите об истории фестиваля. — Знаете, откуда выражение «малиновый звон»? Оно происходит от названия города Мехелен, расположенного во Фламандском регионе Бельгии, который по-французски называется Malines (Малин). Там в Средневековье разработали удачный сплав для литья колоколов. И когда Петр I привез оттуда в Россию карильон, его мягкий, приятный тембр назвали «малиновым звоном». К сожалению, первый карильон не сохранился и на долгие годы в России забыли про этот инструмент. Только в двухтысячные годы установили карильон в Петропавловском соборе. И это сделал мой педагог, профессор и сегодня уже гражданин России и Бельгии Йозеф Хаазен, почетный директор Королевской школы карильона города Мехелена. Он является обязательным участником и нашего карильонного фестиваля, который мы назвали «Белгородский звон». И сегодня это название уже известно в мире.
— В чем уникальность вашего фестиваля? — У нас в России всего три карильона. И из этих трех — белгородский единственный передвижной. Он весит больше трех тонн вместе с машиной — «карильонмобилем». По направляющим рельсам карильон можно сгрузить в любом месте. Концерты передвижного карильонного фестиваля проходят сразу на нескольких площадках, в том числе и на большой сцене нашей филармонии. В этом году наш музыкальный праздник проходил с 8 по 11 июня не только в Белгороде, путешествовал по городам и поселкам области. «Карильонмобиль» вместе с виртуозными музыкантами России, Германии, Литвы и Бельгии приезжал в город Старый Оскол, поселки Вейделевка, Ровеньки, село Холки Чернянского района.
Наш карильон может быть установлен и на сцене, и на открытом пространстве, на улице. Это позволяет звучать карильону не только сольно, но и в ансамбле, с оркестром (народным, духовым, симфоническим), с хором.
Уникальное сочетание колокольной звонницы и оркестра будоражит воображение любого композитора. И неслучайно одним из произведений нынешнего фестиваля был «Русский Благовест» Елизаветы Панченко (Санкт-Петербург). В прошлом году был представлен интересный опус белгородского композитора Николая Бирюкова «Солнца звоны».
На закрытии нынешнего фестиваля прозвучали три сочинения женщин-композиторов: Концерт для карильона с оркестром О. Ростовской, Концерт для карильона с оркестром Е. Панченко, Три элегии (по прочтении поэзии Э. Верхарна) для сопрано, карильона, бас-тромбона, смешанного хора и симфонического оркестра Е. Латыш-Бирюковой. Все эти мировые премьеры пока в России, к сожалению, возможны только в Белгороде.
— А кто поддерживает, финансирует ваш фестиваль? — Для первого фестиваля мы выиграли конкурс на грант Федерального агентства по делам молодежи в Тавриде, а на второй фестиваль получили грант «Фонда Кудрина по развитию гражданских инициатив».
Фестиваль проводится раз в два года. В рамках Второго фестиваля кроме уличных карильонных концертов и традиционного концерта-закрытия в Большом зале с оркестром прошли еще и органные концерты. Пока карильон путешествовал с гостями фестиваля по другим населенным пунктам, мы решили радовать белгородцев органной музыкой. Один из концертов я назвал «Карильон как жанр органной музыки». С помощью определенных органных регистров, напоминающих колокольные, воссоздается звучание карильона. Многие европейские композиторы писали музыку для органа, подражая колоколам. В концерте прозвучала и музыка русских композиторов. Здесь и фрагменты «Перезвонов» Гаврилина, и пьеса Свиридова «На тройке», и музыка Чайковского и Рахманинова, пронизанная «колокольностью»…
Интересный авторский сольный вечер «Русский космос» представила в рамках фестиваля композитор из Петербурга Елизавета Панченко. Мы привыкли, что орган — инструмент прежде всего европейский, лютеранско-католический, для которого не так много современными авторами написано. Елизавета своим концертом хотела опровергнуть инерцию восприятия органа как инструмента только барочного, старинного и стремилась в своих сочинениях раскрыть разнообразные аспекты «русской темы».
— А какова была география участников Второго фестиваля? — Если в прошлом году у нас были только представители России (Москва, Петербург, Белгород), то в этом году у нас выступили карильонисты России, Германии, Литвы и Бельгии: ведущий карильонист Европы и создатель школы карильонной музыки в Санкт-Петербурге Йозеф Хаазен (Мехелен, Бельгия); композитор, карильонист, исполнитель на редком инструменте терменвокс, органист, лауреат многочисленных кон-курсов, член Союза композиторов, член Ассоциации электроакустической музыки России, член Ассоциации органистов России, представитель Фонда «Русский карильон» Олеся Ростовская (Москва); выпускница Санкт-Петербургской консерватории, композитор и органист Елизавета Панченко (г. Санкт-Петербург); постоянный участник карильонных фестивалей в Литве и за рубежом, автор нескольких оригинальных произведений и аранжировок для карильона Станисловас Жилявичюс (Литва, Клайпеда).
Выпускник Консерватории имени Рихарда Штрауса в Мюнхене органист Георг Вольфганг Вагнер и преподаватель музыки и латыни Ариан Тоффель (Германия) закончили 4-ступенчатое обучение в Центре нидерландских карильонов в Амерсфорте, регулярно выступают с концертами на большом карильоне Бонн-Бьюэля (62 колокола, вес 10,2 тонны), много концертируют в Германии и других странах, в этом году впервые приехали на наш фестиваль.
Открытие фестиваля состоялось 8 июня в парке Победы, как всегда, с огненным шоу в конце, что воссоздает традицию уличных концертов Средневековья. На органном концерте, закрывавшем концертный сезон в Белгородской филармонии, прозвучали органные произведения Баха, Листа, Алькана, Пьяццолы, Моранди, Гаврилина. Традиционно в заключительном концерте принимал участие Камерный хор Белгородской филармонии, исполнивший в сопровождении органа фрагменты из Мессы си минор и Магнификата Баха, Мессу соль мажор Шуберта и финал кантаты К. Орфа «Кармина Бурана». Надо было слышать, как восторженно принимали каждое произведение простые белгородцы, которые благодаря Тимуру Халиуллину стали настоящими любителями органа и карильона. Кстати, за год в органном зале прошел 61 концерт, из них 56 концертов даны главным белгородским органистом, в остальных выступали приглашенные гости из Германии, Словакии, Петербурга, Сочи, Москвы.
— Тимур, расскажите про свои концерты для детей.— Детские концерты я провожу в жанре «органной экскурсии». Я рассказываю, иллюстрирую, привожу примеры, показываю, как орган устроен. Ведь, к сожалению, на органные концерты ходят в основном взрослые и пожилые люди, а хочется, чтобы органная аудитория помолодела.
— Тимур, мне кажется, вам очень комфортно в Белгороде?— Мне здесь очень хорошо. Губернатор мне сразу подарил квартиру. Через год я уже въехал в свое жилье. Купил себе велосипед, ролики, завел собаку, кошку, купил абонемент в фитнес. Всё у меня здесь рядышком. Шесть километров до дома на велосипеде каждый день. И на карильонные концерты на велосипеде езжу. Приятно, что меня постоянно отпускают на гастроли. Вот только что из Хабаровска прилетел. В июне будет Ульяновск, в июле в Петербурге традиционный карильонный фестиваль, а в августе выступаю в Калининграде. Выступал в Самаре, Казани, Курске, Перми, Екатеринбурге… На самом деле не перечислить всех городов, вот только в Москве еще не был с концертами.
Сегодня можно определенно сказать, что Тимур Халиуллин — один из ярких выпускников петербургской исполнительской школы, культуры Санкт-Петербурга, которую своей невероятно многогранной деятельностью распространяет не только в России, но и далеко за ее пределами.
Елена ИСТРАТОВАСанкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 9 (170), октябрь 2019 г.