«Музыкант-передвижник» Тимур Халиуллин

Добавлено 22 октября 2019 Тимур Халиуллин

Тимур Халиуллин (карильон, клавесин, орган), Белгородская филармония, Академический хор Белгородской филармонии, Карильон Белгородской филармонии, Елизавета Панченко (клавесин, композитор, орган), Фонд «Русский Карильон», Международный фестиваль карильона «Музыка над городом»

Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 9 (170), октябрь 2019 г.

3 Октября 2019
«Музыкант-передвижник» Тимур Халиуллин
Мое летнее знакомство с органистом Белгородской филармонии Тимуром Халиуллиным стало незабываемым солнечным воспоминанием. Тимур родился в Ижевске, там же закончил музыкальный колледж, потом поступил в Петербургскую консерваторию и с 2011 года является солистом Белгородской филармонии.

Тимур учился у замечательных петербургских педагогов (класс специального фортепиано доцента Леонида Тамулевича, класс специального органа профессора Даниэля Зарецкого, класс клавесина у профессора Ивана Розанова, композицией занимался в классе профессора Александра Мнацаканяна). В 2013 году он получил звание магистра на факультете искусств (отделение исторического исполнительства на клавишных музыкальных инструментах, кафедра органа, клавесина и карильона) в СПГУ. Игру на карильоне изучал в классе профессора Йозефа Хаазена.
Вот таким универсальным специалистом Тимур Халиуллин приехал по рекомендации своего преподавателя Даниэля Зарецкого в Белгородскую филармонию. «Он сюда меня направил, — рассказывает Тимур, — когда появилась идея здесь строить орган, а когда орган строится, сразу обычно выбирают органиста. Потом оказалось, что и карильонист будет нужен. Так что все мои образования здесь пригодились. Пожалуй, Белгород — это второе место после Петербурга, где представлены все эти инструменты.
«Островок старинного исполнительства» в Белгороде появился благодаря губернатору Евгению Степановичу Савченко. Он путешествовал по Европе, в частности был в Украине, где услышал передвижной карильон. И загорелся «привить» культуру европейского музицирования на старинных инструментах в Белгороде. По инициативе губернатора в Белгородской филармонии в 2011 году появился орган, а в 2012 — карильон.
Белгородский карильон первый раз прозвучал на Прохоровском поле — знаковом историческом месте для нашей страны.
С тех пор карильонные концерты в Белгороде проходят так же, как в Петербурге и во всей Европе. Каждое воскресенье в три или в четыре часа карильон звучит прямо на открытом воздухе для всех прохожих и желающих послушать этот необычный инструмент. Любознательные слушатели могут задать вопрос карильонисту, предложить ему сыграть с ходу какую-то известную мелодию. Иногда дети после концерта остаются, поднимаются на борт «карильонмобиля», где установлен карильон, могут нажать на клавиши, услышать звон некоторых колоколов. Карильон стал настоящей визитной карточкой региона. Единственный в России передвижной карильон имеет пятьдесят один колокол и весит четыре тонны.
В Петербурге уже много лет проводится карильонный фестиваль «Музыка над городом», и Тимур Халиуллин каждый год приезжает на него как приглашенный солист. Сегодня в Белгороде есть и свой фестиваль карильонной музыки, имеющий международный статус.

— Тимур, расскажите об истории фестиваля.
— Знаете, откуда выражение «малиновый звон»? Оно происходит от названия города Мехелен, расположенного во Фламандском регионе Бельгии, который по-французски называется Malines (Малин). Там в Средневековье разработали удачный сплав для литья колоколов. И когда Петр I привез оттуда в Россию карильон, его мягкий, приятный тембр назвали «малиновым звоном». К сожалению, первый карильон не сохранился и на долгие годы в России забыли про этот инструмент. Только в двухтысячные годы установили карильон в Петропавловском соборе. И это сделал мой педагог, профессор и сегодня уже гражданин России и Бельгии Йозеф Хаазен, почетный директор Королевской школы карильона города Мехелена. Он является обязательным участником и нашего карильонного фестиваля, который мы назвали «Белгородский звон». И сегодня это название уже известно в мире.

— В чем уникальность вашего фестиваля?
— У нас в России всего три карильона. И из этих трех — белгородский единственный передвижной. Он весит больше трех тонн вместе с машиной — «карильонмобилем». По направляющим рельсам карильон можно сгрузить в любом месте. Концерты передвижного карильонного фестиваля проходят сразу на нескольких площадках, в том числе и на большой сцене нашей филармонии. В этом году наш музыкальный праздник проходил с 8 по 11 июня не только в Белгороде, путешествовал по городам и поселкам области. «Карильонмобиль» вместе с виртуозными музыкантами России, Германии, Литвы и Бельгии приезжал в город Старый Оскол, поселки Вейделевка, Ровеньки, село Холки Чернянского района.
Наш карильон может быть установлен и на сцене, и на открытом пространстве, на улице. Это позволяет звучать карильону не только сольно, но и в ансамбле, с оркестром (народным, духовым, симфоническим), с хором.
Уникальное сочетание колокольной звонницы и оркестра будоражит воображение любого композитора. И неслучайно одним из произведений нынешнего фестиваля был «Русский Благовест» Елизаветы Панченко (Санкт-Петербург). В прошлом году был представлен интересный опус белгородского композитора Николая Бирюкова «Солнца звоны».
На закрытии нынешнего фестиваля прозвучали три сочинения женщин-композиторов: Концерт для карильона с оркестром О. Ростовской, Концерт для карильона с оркестром Е. Панченко, Три элегии (по прочтении поэзии Э. Верхарна) для сопрано, карильона, бас-тромбона, смешанного хора и симфонического оркестра Е. Латыш-Бирюковой. Все эти мировые премьеры пока в России, к сожалению, возможны только в Белгороде.

— А кто поддерживает, финансирует ваш фестиваль?
— Для первого фестиваля мы выиграли конкурс на грант Федерального агентства по делам молодежи в Тавриде, а на второй фестиваль получили грант «Фонда Кудрина по развитию гражданских инициатив».
Фестиваль проводится раз в два года. В рамках Второго фестиваля кроме уличных карильонных концертов и традиционного концерта-закрытия в Большом зале с оркестром прошли еще и органные концерты. Пока карильон путешествовал с гостями фестиваля по другим населенным пунктам, мы решили радовать белгородцев органной музыкой. Один из концертов я назвал «Карильон как жанр органной музыки». С помощью определенных органных регистров, напоминающих колокольные, воссоздается звучание карильона. Многие европейские композиторы писали музыку для органа, подражая колоколам. В концерте прозвучала и музыка русских композиторов. Здесь и фрагменты «Перезвонов» Гаврилина, и пьеса Свиридова «На тройке», и музыка Чайковского и Рахманинова, пронизанная «колокольностью»…
Интересный авторский сольный вечер «Русский космос» представила в рамках фестиваля композитор из Петербурга Елизавета Панченко. Мы привыкли, что орган — инструмент прежде всего европейский, лютеранско-католический, для которого не так много современными авторами написано. Елизавета своим концертом хотела опровергнуть инерцию восприятия органа как инструмента только барочного, старинного и стремилась в своих сочинениях раскрыть разнообразные аспекты «русской темы».

— А какова была география участников Второго фестиваля?
— Если в прошлом году у нас были только представители России (Москва, Петербург, Белгород), то в этом году у нас выступили карильонисты России, Германии, Литвы и Бельгии: ведущий карильонист Европы и создатель школы карильонной музыки в Санкт-Петербурге Йозеф Хаазен (Мехелен, Бельгия); композитор, карильонист, исполнитель на редком инструменте терменвокс, органист, лауреат многочисленных кон-курсов, член Союза композиторов, член Ассоциации электроакустической музыки России, член Ассоциации органистов России, представитель Фонда «Русский карильон» Олеся Ростовская (Москва); выпускница Санкт-Петербургской консерватории, композитор и органист Елизавета Панченко (г. Санкт-Петербург); постоянный участник карильонных фестивалей в Литве и за рубежом, автор нескольких оригинальных произведений и аранжировок для карильона Станисловас Жилявичюс (Литва, Клайпеда).
Выпускник Консерватории имени Рихарда Штрауса в Мюнхене органист Георг Вольфганг Вагнер и преподаватель музыки и латыни Ариан Тоффель (Германия) закончили 4-ступенчатое обучение в Центре нидерландских карильонов в Амерсфорте, регулярно выступают с концертами на большом карильоне Бонн-Бьюэля (62 колокола, вес 10,2 тонны), много концертируют в Германии и других странах, в этом году впервые приехали на наш фестиваль.
Открытие фестиваля состоялось 8 июня в парке Победы, как всегда, с огненным шоу в конце, что воссоздает традицию уличных концертов Средневековья. На органном концерте, закрывавшем концертный сезон в Белгородской филармонии, прозвучали органные произведения Баха, Листа, Алькана, Пьяццолы, Моранди, Гаврилина. Традиционно в заключительном концерте принимал участие Камерный хор Белгородской филармонии, исполнивший в сопровождении органа фрагменты из Мессы си минор и Магнификата Баха, Мессу соль мажор Шуберта и финал кантаты К. Орфа «Кармина Бурана». Надо было слышать, как восторженно принимали каждое произведение простые белгородцы, которые благодаря Тимуру Халиуллину стали настоящими любителями органа и карильона. Кстати, за год в органном зале прошел 61 концерт, из них 56 концертов даны главным белгородским органистом, в остальных выступали приглашенные гости из Германии, Словакии, Петербурга, Сочи, Москвы.

— Тимур, расскажите про свои концерты для детей.
— Детские концерты я провожу в жанре «органной экскурсии». Я рассказываю, иллюстрирую, привожу примеры, показываю, как орган устроен. Ведь, к сожалению, на органные концерты ходят в основном взрослые и пожилые люди, а хочется, чтобы органная аудитория помолодела.

— Тимур, мне кажется, вам очень комфортно в Белгороде?
— Мне здесь очень хорошо. Губернатор мне сразу подарил квартиру. Через год я уже въехал в свое жилье. Купил себе велосипед, ролики, завел собаку, кошку, купил абонемент в фитнес. Всё у меня здесь рядышком. Шесть километров до дома на велосипеде каждый день. И на карильонные концерты на велосипеде езжу. Приятно, что меня постоянно отпускают на гастроли. Вот только что из Хабаровска прилетел. В июне будет Ульяновск, в июле в Петербурге традиционный карильонный фестиваль, а в августе выступаю в Калининграде. Выступал в Самаре, Казани, Курске, Перми, Екатеринбурге… На самом деле не перечислить всех городов, вот только в Москве еще не был с концертами.
Сегодня можно определенно сказать, что Тимур Халиуллин — один из ярких выпускников петербургской исполнительской школы, культуры Санкт-Петербурга, которую своей невероятно многогранной деятельностью распространяет не только в России, но и далеко за ее пределами.
Елена ИСТРАТОВА
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 9 (170), октябрь 2019 г.

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору