В Римско-католической церкви состоялся концерт известного органиста и композитора Владимира Королевского. В рамках проекта Филармонии Якутии «Встречи с органом» молодой музыкант представил программу «Вокруг Баха за один час». Это уже не первый концерт Владимира в нашем городе. Мы встретились с талантливым органистом, и он рассказал нам об удивительном звучании этого сложного инструмента и значении классической музыки в жизни современного слушателя.
— На своем концерте вы представили произведения Иогана Себастьяна Баха. Почему именно его композиции стали частью вашей программы? — Его имя — это первое, что приходит в голову любому музыканту, когда говоришь об органе. Сам инструмент наталкивает на определенный выбор репертуара. Музыка Баха любима во всем мире. Я выступал во многих городах России и Европы, и имя великого композитора всегда встречают с огромным почетом. Мне самому нравится исполнять его произведения. Они достаточно сложны с технической и философской точек зрения.
— Вокруг Баха за один час. Это действительно возможно? — Конечно, если учесть масштабы его творчества, то с ним невозможно познакомиться за день, месяц или даже год. Тем не менее, я постарался включить в программу основные жанры творчества Баха в контексте его предшественников и последователей. Чтобы слушатели смогли окунуться в его удивительный мир.
— Владимир, это уже третий концерт в Якутске. Вы помните свое первое выступление? — Недавно как раз вспоминал. Тогда мне казалось, что я сыграл хорошо. Прошло пять лет, и сейчас я думаю, что показал себя как начинающий музыкант. Наверное, через какое-то время буду говорить и об этом концерте то же самое. Я часто вспоминаю замечательное высказывание моего учителя Алексея Паршина, что жизнь музыканта — это постоянный взлет и набор высоты. Когда кажется, что цель достигнута, на самом деле, начинается плавное снижение. Непрерывное саморазвитие — это то, без чего немыслима наша профессия.
— Когда вы поняли, что именно музыка станет частью вашей жизни?— Мои родители — музыканты, и до определенного возраста я был уверен, что не пойду по их стопам. Будучи подростком, сопротивлялся, но, когда впервые услышал звуки органа, понял, что хочу стать музыкантом. Возможность полноценно играть на этом уникальном инструменте появилась лишь тогда, когда поступил в московскую консерваторию. В тот момент детские впечатления стали реальностью.
— Звучание органа подобно палитре. Он действительно сочетает в себе много разных инструментов? — По своей природе это духовой инструмент. Воздух, звучащий в трубах, составляет его сущность, и тембры невероятно разнообразны. Многое зависит от количества труб. В большом органе их может быть несколько тысяч разных форм и размеров. Не зря его называют королем инструментов. Своим звучанием орган действительно может заменить целый симфонический оркестр. Например, можно услышать флейту, струнные и даже человеческий голос. Орган вбирает в себя целый космос звуковых сочетаний. Может быть, многим сравнение покажется банальным, но это так и есть.
— Расскажите, пожалуйста, о композициях собственного сочинения. — Сейчас больше времени уходит на исполнительскую деятельность. Тем не менее, у меня есть определенный ряд сочинений, которые я играю время от времени на различных концертах. Когда обращаешься к такому инструменту, то невольно чувствуешь за спиной несколько столетий творчества великих композиторов. Чтобы действительно написать стоящее произведение, надо верить в свою работу и быть невероятно увлеченным. Иначе музыка получится поверхностной и пустой. Она должна быть не только хорошей с технической точки зрения, но и иметь интеллектуальную и философскую подоплеки. Инструмент со столь многолетней историей не простит пренебрежительного отношения к себе.
— Насколько актуальна сейчас классическая музыка?— Есть разные мнения на этот счет. Со своей точки зрения я могу сказать, что классическая музыка всегда будет востребованной. Конечно, времена изменились. В эпоху классиков была только живая музыка. Сейчас доминирует глобальное медиапространство. Невероятное количество инструментов и условий для записи своих творений. Думаю, все дело в энергетике, которую невозможно заменить. Живая музыка всегда будет востребована, поскольку человек видит в ней нечто важное и близкое душе.
— В Европе все церковные литургии сопровождаются звучанием органа. Для многих музыкантов этот инструмент имеет духовное значение. Как вы относитесь к своей исполнительской деятельности? — Орган в силу специфических черт, присущих этому сложному инструменту, порождает в душе слушателя великие чувства. В России в основном развивается концертное исполнительство, нежели в других странах мира. Например, в Хельсинки обучают церковных органистов. Я пообщался с одной представительницей этой школы, и она рассказала мне, что смотрит на орган как на духовное творение. Думаю, исполнитель решает сам, как относиться к своей работе и музыке.
Автор Виктория Корякина
ФОТО Айал Черноградский
ysia.ru/glavnoe…nij/