29 ноября в Камерном зале филармонии состоится концерт, посвященный 75-летию Сибирского отделения Союза композиторов России.
Музыка сибирских композиторов прозвучит в исполнении Русского академического оркестра под управлением Владимира Гусева и Рустама Дильмухаметова. В том числе будет исполнена Симфония № 6 Аскольда Мурова — одного из основателей сибирской композиторской школы, которого дружеские и творческие связи связывали с Дмитрием Шостаковичем.
29 ноября в Камерном зале филармонии состоится концерт старейшего коллектива Новосибирской филармонии — Русского академического оркестра. В исполнении музыкантов прозвучат сочинения сибирских композиторов — как наших современников, так и авторов старшего поколения, в том числе — Аскольда Мурова — одного из основоположников сибирской композиторской школы. Сибирского автора связывали дружеские и творческие связи с классиком XX века, одним из крупнейших советских композиторов Дмитрием Шостаковичем. В 1970-е Аскольд Муров хотел покинуть Новосибирск из-за критики со стороны власти, развернутой в его адрес. Биографы считают, что только личная просьба Шостаковича повлияла на решение композитора остаться в Сибири.
«В этом году Сибирская организация Союза композиторов России отмечает 75-летие, и конечно филармония не может остаться в стороне от этой даты, — рассказывает Владимир Калужский, художественный руководитель Новосибирской филармонии, председатель Сибирской организации Союза композиторов России, — В начале ноября программу музыки сибирских композиторов представил главный коллектив филармонии — Новосибирский академический симфонический оркестр. На предстоящем концерте прозвучат сочинения, созданные для оркестра русских народных инструментов, многие из них были написаны специально для Русского академического оркестра, который их и исполнит».
В программу концерта вошли сочинения и фрагменты из сочинений Юрия Юкечева, Георгия Иванова, Сергея Кравцова, Евгения Кравцова, Ильи Александрова, Александра Новикова.
Завершится концертная программа исполнением Симфонии № 6 Аскольда Мурова — одного из основателей сибирской композиторской школы.
Билеты на концерт стоимостью 300 рублей доступны в кассах и
на сайте филармонии для покупки в режиме онлайн.
Марина МонаховаПрограмма концерта:
I отделение
Е. Кравцов. Концерт для оркестра
Ю. Юкечев. Семь пьес для оркестра
С. Кравцов. Оркестровые фрагменты из «Новониколаевского романса»
И. Александров. Вокальный цикл на стихи Николая Клюева «Русские песни».
II отделение
Г. Иванов. Три юморески
З. Бляхер. Части из Сибирской сюиты № 1
А. Новиков. Части из сюиты «Моё родное»
А. Муров. Симфония № 6
Аскольд Муров — первый сибирский композитор-симфонист, более тридцати лет занимался педагогической деятельностью в Новосибирской консерватории, вырастил целую плеяду композиторов, которые работают в России и за рубежом. Многие годы возглавлял Сибирскую организацию Союза композиторов России, где наряду с решением текущих проблем пристальное внимание уделял пропаганде сибирской музыки.
Родился 5 февраля 1928 года в Покровске (ныне Энгельс Саратовской области) в семье Фёдора Фёдоровича Мурова — драматического актёра, игравшего в Саратовском драматическом театре, немца по национальности и Марьи Ефимовны — домохозяйки. Согласно Указу «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» в августе 1941 семья Муровых была выслана в Сибирь, на станцию Промышленная Кемеровской области. К этому периоду относятся первые музыкальные сочинения Аскольда.
В 1946 году Аскольд Фёдорович поступает в Новосибирский инженерно-строительный институт, где учился по специальности «Теплогазоснабжение и вентиляция», а с 1948 по 1951 — параллельно учился в Новосибирском музыкальном училище (ныне — Новосибирский музыкальный колледж имени А. Ф. Мурова) на дирижерско-хоровом отделении. В 1951, получив диплом инженера-строителя, уехал по распределению в Сталинск (ныне — Новокузнецк), где до 1958 года проработал в качестве инженера-проектировщика по гражданскому и промышленному строительству. Наряду с основной работой в это время А. Ф. Муров писал музыку к спектаклям, работал концертмейстером. В 1955 году Аскольд Фёдорович решает порвать со своей инженерной специальностью и вновь отправляется в Новосибирск. В открывшейся в 1956 году НГК имени М. И. Глинки не было композиторского факультета и Муров пришел абитуриентом на дирижерско-хоровой факультет. Известно, что до этого Аскольд Фёдорович пользовался советами композитора К. Н. Нечаева, жившего в Новосибирске и смог представить довольно серьёзный список сочинений на вступительных экзаменах. Но на собеседовании с первым ректором консерватории Ф. Орловым Муров был глубоко разочарован тем, что ограниченное число мест не позволит взять на место дирижёра человека, чьи интересы лежат в стороне от этой специальности. В следующем году, получив высокие оценки по специальности, Муров «завалил» историю музыки. И лишь в 1958, после третьей попытки, А. Ф. Муров был успешно зачислен на 2-й курс Новосибирской консерватории в класс профессора М. А. Гозенпуда.
Ещё в годы учёбы А. Ф. Мурова в консерватории его произведения начинают звучать в различных городах страны. В 1960 году на смотре в Москве были исполнены его Второй квартет, фортепианное трио, соната для альта и фортепиано, балетная сюита «Мойдодыр» и вокальные циклы, получившие высокие оценки. Дипломная работа Мурова — Первая симфония (1961), была отмечена не только местной, но и столичной прессой. К этому периоду относится и знакомство А. Ф. Мурова с Д. Д. Шостаковичем, с которым его впоследствии связывали дружеские и творческие контакты.
После окончания консерватории А. Ф. Муров вёл большую преподавательскую и общественную работу. C 1965 по 1970 он возглавлял Сибирскую организацию СК РСФСР, в 1968–1972 был секретарём СК РСФСР и членом правления СК СССР, в 1967–1969 — депутатом Новосибирского городского совета. 15 марта 1968 года Аскольд Фёдорович стал доцентом кафедры композиции НГК имени М. И. Глинки. Доктор искусствоведения (1978).
Во второй половине 1960-х ряд произведений А. Ф. Мурова вызвал резкую критику со стороны властей. После воронежской премьеры его Третьей симфонии (1968) в местной газете появилась «разгромная» статья под названием «О гражданской ответственности художника». Муров обвинялся в формализме, в создании «эксцентрического дивертисмента», служении «кучке гурманов», гражданской безответственности. Статья вызвала резонанс в музыкальных кругах Новосибирска, последовала аналогичная публикация секретаря Новосибирского обкома КПСС. В жизни композитора наступил трудный период, 1 июня 1970 года он оставил пост председателя правления Сибирской организации СК РСФСР. Не считая возможным дальнейшую работу в Новосибирске, он планировал воспользоваться рекомендацией Д. Д. Шостаковича и перейти на работу в Горьковскую государственную консерваторию. Не исключено, что только личная просьба Шостаковича не уезжать из Сибири повлияла на его решение остаться.
Начало 1970-х также ознаменовалось конфликтами А. Ф. Мурова с властями. Созданная в 1971 году «Тобольская симфония» была исполнена в 1973 году с большим успехом у публики, но вызвала «разборку» со стороны партийных властей города. На «процессе» против А. Ф. Мурова присутствовали инструктор обкома КПСС, секретарь райкома КПСС, секретари парторганизации консерватории и Новосибирской организации Союза писателей.
В 1971–1972 А. Ф. Муров вместе с женой — оперной певицей Аллой Фёдоровной Муровой — находился в командировке во Вьетнаме. Целью командировки было создание во Вьетнаме агит-бригад. Выбор пал на супругов Муровых, потому что вьетнамцам требовались одновременно и композитор, и педагог по вокалу. Этот год принес массу новых впечатлений, знакомство с вьетнамской музыкой, работу с новыми учениками, а также правительственные награды ДРВ: Орден «За военный подвиг», медаль «За сотрудничество в борьбе с американским империализмом», боевой значок Министерства обороны ДРВ «5 августа».
В 1984 А. Ф. Муров вновь возглавил Сибирскую организацию Союза композиторов России и находился на этом посту до своей кончины в 1996.
В конце 1980-х здоровье А. Ф. Мурова резко ухудшилось. Он перенес инфаркт, сложную операцию, неоднократно проходил курсы лечения в кардиологических клиниках города, продолжая, несмотря на это, интенсивно работать. 7 мая 1996 года, во время очередной госпитализации, Аскольд Федорович Муров скоропостижно скончался.
Русский академический оркестр — старейший музыкальный коллектив Новосибирска, был создан в 1927 году при первой Сибирской радиовещательной компании. Организатором оркестра является Василий Гирман. С 1976 года коллектив возглавляет Владимир Гусев.
В оркестре представлены все инструменты традиционно сложившегося в конце XIX века национального русского оркестра. Оркестр имеет свою исполнительскую манеру, которую отличают строгость, сдержанность и благородство тона, певучесть и теплота звучания, индивидуальная яркость солирующих инструментов. Является одним из четырех оркестров народных инструментов в стране, имеющих почетное звание «академический».
Специфика работы оркестра на радио состояла в том, что основной частью его творчества являлась студийная работа, запись музыки для пополнения фонотеки радиокомитета. Коллектив создал огромное количество фондовых записей, которые и сегодня выходят в эфир.
В 2005 году оркестр был переведен в Новосибирскую филармонию и развернул активную концертную деятельность. Коллектив является участником огромного количества фестивалей: региональных, всероссийских и международных. С оркестром сотрудничают известные солисты-инструменталисты, вокалисты, хоровые коллективы. Репертуар коллектива превышает 4000 сочинений: народная музыка, отечественная и зарубежная классика, оригинальные произведения. Более 200 произведений современные композиторы написали специально для Русского академического Оркестра.
В разные годы с оркестром работали известные дирижеры: народный артист СССР В. Федосеев, народный артист РСФСР А. Гаук, народный артист СССР А. Хачатурян, народный артист России, Казахстана и Татарстана Ф. Мансуров, народные артисты России Н. Некрасов и Ш. Кажгалиев, заслуженный деятель искусств России В. Попов; солисты-вокалисты: Л. Мясникова, В. Арканов, Н. Ткаченко, В. Урбанович, А. Ведерников, Г. Карева, И. Кобзон, З. Соткилава, В. Маторин, П. Глубокий, И. Долженко, А. Стрельченко, Т. Петрова, А. Литвиненко, В. Овсянников, Е. Поликанин, Т. Ворожцова, Т. Зорина, О. Видеман, Ш. Зондуев, Н. Лоскуткин и другие известные исполнители, а также многие солисты-инструменталисты, среди которых А. Цыганков, А. Горбачев, А. Скляров, М. Дробинский.
Коллектив несколько раз менял свое название: Оркестр русских народных инструментов новосибирского радио (1927 — 1958), Оркестр русских народных инструментов новосибирского телевидения и радио (1958 — 1990), Русский академический оркестр ГТРК Новосибирск (1990 — 2005), с 2005 года — Русский академический Оркестр.