Самарская филармония открыла цикл юбилейных программ, посвященных 175-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского.
На
концерте «День ли царит…», получившем свое названием по одному из романсов Чайковского, прозвучали фортепианные пьесы, романсы и Трио для фортепиано, скрипки и виолончели в исполнении артистов филармонии.
В мае исполнится 175 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского. Этой памятной дате в течение всего года будет посвящено множество концертных программ, которые осветят разные грани творчества композитора. Самарская филармония начала этот цикл с камерных произведений.
Концерт открылся исполнением элегического Трио «Памяти великого артиста». Это произведение Чайковский посвятил Николаю Рубинштейну, с которым его связывали долгие года дружбы. Именно этот выдающийся музыкант, пианист, талантливейшей дирижер был первым и лучшим исполнителем многих фортепианных и симфонических произведений Чайковского. По воспоминаниям брата композитора — Модеста Ильича, когда Чайковский сочинял, то он слышал своим внутренним чутьем как эта музыка уже звучит в зале Благородного собрания в Москве, и именно в исполнении Рубинштейна. Эта творческая фантазия еще больше окрыляла его. После смерти пианиста, долгое время композитор ничего не писал, а потом появилось Трио ля минор, написанное для фортепиано, скрипки и виолончели.
Предваряя выступление, лектор-музыковед
Ирина Цыганова рассказала об истории создания трио: «Интересно, что Чайковский прежде не любил такое сочетание инструментальных тембров, но теперь, когда он мечтал создать нечто достойное памяти своего великого друга и учителя, он услышал это сочетание в иных красках». В музыке слышится и звон погребальных колоколов, и шествие похоронной процессии, но одновременно, сначала как воспоминание, а в дальнейшем все четче и ясней слышно, как в музыке воплощается целая жизнь, полная радостей, надежды и веры. Трио на вечере камерной музыки прозвучало в исполнении
Николая Фефилова (фортепиано),
Ирины Смоляковой (скрипка) и
Елены Трохиной (виолончель).
Также в первом концерте, открывшем юбилейный цикл в исполнении
Павла Назарова и
Оксаны Антоновой прозвучали фортепианные пьесы и романсы Чайковского на стихи поэтов XIX века.
Автор:
Татьяна Богомоловаwww.vkonline.ru;