Сегодня в Казани на сцене ГБКЗ имени С. Сайдашева на третьем концерте VII Международного фестиваля современной музыки имени Софии Губайдулиной Concordia прославленный российский музыкант и дирижер Юрий Башмет в сопровождении Симфонического оркестра Татарстана впервые исполнил концерт для альта с оркестром современного композитора Кузьмы Бодрова.
Исполнение концерта во второй редакции можно считать его мировой премьерой, отметил Башмет. Музыкант признался, что новое сочинение Бодрова входит в его личный топ-5 произведений современных композиторов. Концерт был посвящен и написан специально для маэстро. Произведение «совсем свежее», оно было закончено буквально несколько месяцев назад. Вторая редакция сочинения появилась после пробы на музыкальном фестивале Юрия Башмета в Сочи.
«Сегодня это уже произведение сложившееся, потому что в первый раз у меня были пожелания, автор их прекрасно исправил. Сейчас, я считаю, прошла настоящая премьера, в Сочи была лишь проба. Ощущение, когда тебе посвящают произведение, — это счастье. Я получил очень важный подарок, таких у меня в репертуаре немало, — отметил после исполнения музыкант. — Существуют более пятидесяти концертов, написанных для меня и мне посвященных. Среди них есть шедевры, такие как произведения Шнитке, Губайдулиной, Канчели, Александра Чайковского, Денисова. Только время показывает, как живет произведение: ведь оно может родиться, но сыграл премьеру — и все. А вот десятилетиями живут самые значимые: Чайковского, Шнитке, несколько произведений Губайдулиной, „Стикс“ Канчели. Из пятидесяти примерно десять я могу завтра сыграть, остальные — нужно повторить в течение двух-трех дней. Я считаю, что сегодняшняя премьера не только в десятке, но и в первой пятерке».
Башмет подчеркнул, что новый концерт Бодрова — очень серьезное произведение, «настоящая музыка», выходящая за рамки нового языка или музыкальных эффектов. По словам солиста, в сочинении чувствуется сильное влияние российской композиторской школы, плеяды Губайдулиной и Шнитке, что неудивительно, ведь Кузьма Бодров — ученик другого известного современного композитора Александра Чайковского. Музыкант назвал концерт по-настоящему «умной музыкой» и подчеркнул, что последний эпизод видится ему «щемящей и красивой исповедью». «Сегодня для того, чтобы написать красивую музыку, нужно иметь смелость», — добавил музыкант.
«Когда-то Шостаковича поздравляли с какой-то премьерой, и он сказал: „Мне бы мелодию сочинить“. Вы знайте, это самое трудное, потому что от головы можно придумать многое — всякие эффекты и так далее, а писать музыку, которая трогает душу, музыку о человеке — это другое. Здесь представлен потрясающий набор современного мышления», — заключил Юрий Башмет.
Особую торжественность и значимость сегодняшней премьере придавали два факта. Во-первых, в зале присутствовал сам автор сочинения Кузьма Бодров. Он расположился в первой ложе ГБКЗ и заметно волновался перед исполнением своего концерта. Во-вторых, Юрий Башмет сегодня солировал на своем любимом инструменте — альте, изготовленном в 1758 году легендарным миланским мастером Паоло Антонио Тесторе. Известно, что в этом же году Тесторе создал аналогичный инструмент, на котором играл Вольфганг Амадей Моцарт.
В программе третьего фестивального вечера прозвучали Первая симфония Антона Танонова, а также сочинения Софии Губайдулиной «Поэма-сказка» и «Всадник на белом коне».
Фестиваль имени признанного во всем мире композитора татарского происхождения Софии Губайдулиной, созданный семь лет назад главным дирижером и художественным руководителем ГСО Р Т Александром Сладковским, сейчас имеет статус крупного международного форума современной музыки. Сегодня маэстро Сладковский был немногословен, однако за него самого говорили многочисленные слова благодарности, произнесенные в этот вечер известными российскими деятелями культуры.
Юрий Башмет рассказал агентству, что рад был привезти столь значимую премьеру на фестиваль, где не звучат слишком часто исполняемые Пятая симфония Бетховена или 40-я симфония Моцарта. Солист обратил внимание на полный зал благодарных слушателей и подчеркнул, что в течение семи лет приятно видеть такой интерес к Concordia. «Когда я слышу сегодня, что современная музыка у нас переживает кризис, я не соглашаюсь: я не замечаю кризиса, я его не вижу. Такой фестиваль как у вас, я бы назвал „торпедой“. Я поздравляю вас и лично Александра! Ведь одно дело — родить фестиваль, и совсем другое — когда он живет, процветая», — подчеркнул гость мероприятия.
«София Асгатовна Губайдулина, ее сочинения — всегда нонконформистские. Эти сочинения призваны не ублажать слух, а тревожить душу. Больше шестидесяти лет в своем творчестве она взывает к своему кредо, главному жизненному принципу: „Совершай свои дела на земле подобно велениям сердца своего“. Музыкальное содержание и высочайшее, просто фантастическое, качество исполнителей на фестивале имени Софии Асгатовны — все это, что называется, одно к одному», — поделился обозреватель канала «Россия — Культура» Юлиан Макаров.
Напомним, 3 ноября первый фестивальный вечер был ознаменован премьерным исполнением в Казани Второго скрипичного концерта «Метаморфозы» и Четвертой «Парижской» симфонии одного из самых часто исполняемых композиторов современности — Кшиштофа Пендерецкого. Снискавший всемирную славу мастер, чей портрет наряду с Брамсом и Шубертом украшает зал венского Musikverein, почтил фестиваль своим личным присутствием, выступив в качестве дирижера Государственного симфонического оркестра РТ. Солисткой вечера стала корейская скрипачка Е-Юн Чой, известная как самый молодой участник престижнейшего Международного юношеского конкурса имени П. И. Чайковского.
8 ноября, во время второго концерта фестиваля, известный баянист, гость многих европейских площадок, композитор и обладатель премии «Ника», Национальной премии кинопрессы и кинокритики «Белый слон» Айдар Гайнуллин привел в восторг гостей Concordia, исполнив собственное сочинение, ставшее саундтреком к киноленте режиссера Ивана Вырыпаева «Эйфория». А Симфонический оркестр Татарстана, за пульт которого встал дирижер Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского Сергей Поляничко, открыл фестивальный вечер беспокойным и возвышающим исполнением Адажио для струнного оркестра Сэмюэля Барбера.
15 ноября, в заключительный вечер фестиваля, гостем Александра Сладковского и ГСО РТ станет один из самых харизматичных музыкантов своего поколения Александр Князев, который успешно выступает в двух амплуа: виолончелиста и органиста. В зале ГБКЗ прозвучит Первый концерт для виолончели с оркестром Альфреда Шнитке. Завершит фестивальную программу Симфония № 12 «1917 год» Дмитрия Шостаковича.
www.tatar-inform.ru/news/20…772/