На фестивале Concordia в Казани Юрий Башмет представил мировую премьеру концерта Кузьмы Бодрова

Добавлено 11 ноября 2017 волонтер

Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан, ГБКЗ имени Сайдашева, Александр Князев (виолончель, орган), Айдар Гайнуллин (баян, вокал, композитор), Юрий Башмет (альт, дирижер), Александр Сладковский (дирижер)

Сегодня в Казани на сцене ГБКЗ имени С. Сайдашева на третьем концерте VII Международного фестиваля современной музыки имени Софии Губайдулиной Concordia прославленный российский музыкант и дирижер Юрий Башмет в сопровождении Симфонического оркестра Татарстана впервые исполнил концерт для альта с оркестром современного композитора Кузьмы Бодрова.

Исполнение концерта во второй редакции можно считать его мировой премьерой, отметил Башмет. Музыкант признался, что новое сочинение Бодрова входит в его личный топ-5 произведений современных композиторов. Концерт был посвящен и написан специально для маэстро. Произведение «совсем свежее», оно было закончено буквально несколько месяцев назад. Вторая редакция сочинения появилась после пробы на музыкальном фестивале Юрия Башмета в Сочи.

«Сегодня это уже произведение сложившееся, потому что в первый раз у меня были пожелания, автор их прекрасно исправил. Сейчас, я считаю, прошла настоящая премьера, в Сочи была лишь проба. Ощущение, когда тебе посвящают произведение, — это счастье. Я получил очень важный подарок, таких у меня в репертуаре немало, — отметил после исполнения музыкант. — Существуют более пятидесяти концертов, написанных для меня и мне посвященных. Среди них есть шедевры, такие как произведения Шнитке, Губайдулиной, Канчели, Александра Чайковского, Денисова. Только время показывает, как живет произведение: ведь оно может родиться, но сыграл премьеру — и все. А вот десятилетиями живут самые значимые: Чайковского, Шнитке, несколько произведений Губайдулиной, „Стикс“ Канчели. Из пятидесяти примерно десять я могу завтра сыграть, остальные — нужно повторить в течение двух-трех дней. Я считаю, что сегодняшняя премьера не только в десятке, но и в первой пятерке».

Башмет подчеркнул, что новый концерт Бодрова — очень серьезное произведение, «настоящая музыка», выходящая за рамки нового языка или музыкальных эффектов. По словам солиста, в сочинении чувствуется сильное влияние российской композиторской школы, плеяды Губайдулиной и Шнитке, что неудивительно, ведь Кузьма Бодров — ученик другого известного современного композитора Александра Чайковского. Музыкант назвал концерт по-настоящему «умной музыкой» и подчеркнул, что последний эпизод видится ему «щемящей и красивой исповедью». «Сегодня для того, чтобы написать красивую музыку, нужно иметь смелость», — добавил музыкант.

«Когда-то Шостаковича поздравляли с какой-то премьерой, и он сказал: „Мне бы мелодию сочинить“. Вы знайте, это самое трудное, потому что от головы можно придумать многое — всякие эффекты и так далее, а писать музыку, которая трогает душу, музыку о человеке — это другое. Здесь представлен потрясающий набор современного мышления», — заключил Юрий Башмет.

Особую торжественность и значимость сегодняшней премьере придавали два факта. Во-первых, в зале присутствовал сам автор сочинения Кузьма Бодров. Он расположился в первой ложе ГБКЗ и заметно волновался перед исполнением своего концерта. Во-вторых, Юрий Башмет сегодня солировал на своем любимом инструменте — альте, изготовленном в 1758 году легендарным миланским мастером Паоло Антонио Тесторе. Известно, что в этом же году Тесторе создал аналогичный инструмент, на котором играл Вольфганг Амадей Моцарт.

В программе третьего фестивального вечера прозвучали Первая симфония Антона Танонова, а также сочинения Софии Губайдулиной «Поэма-сказка» и «Всадник на белом коне».

Фестиваль имени признанного во всем мире композитора татарского происхождения Софии Губайдулиной, созданный семь лет назад главным дирижером и художественным руководителем ГСО Р Т Александром Сладковским, сейчас имеет статус крупного международного форума современной музыки. Сегодня маэстро Сладковский был немногословен, однако за него самого говорили многочисленные слова благодарности, произнесенные в этот вечер известными российскими деятелями культуры.

Юрий Башмет рассказал агентству, что рад был привезти столь значимую премьеру на фестиваль, где не звучат слишком часто исполняемые Пятая симфония Бетховена или 40-я симфония Моцарта. Солист обратил внимание на полный зал благодарных слушателей и подчеркнул, что в течение семи лет приятно видеть такой интерес к Concordia. «Когда я слышу сегодня, что современная музыка у нас переживает кризис, я не соглашаюсь: я не замечаю кризиса, я его не вижу. Такой фестиваль как у вас, я бы назвал „торпедой“. Я поздравляю вас и лично Александра! Ведь одно дело — родить фестиваль, и совсем другое — когда он живет, процветая», — подчеркнул гость мероприятия.

«София Асгатовна Губайдулина, ее сочинения — всегда нонконформистские. Эти сочинения призваны не ублажать слух, а тревожить душу. Больше шестидесяти лет в своем творчестве она взывает к своему кредо, главному жизненному принципу: „Совершай свои дела на земле подобно велениям сердца своего“. Музыкальное содержание и высочайшее, просто фантастическое, качество исполнителей на фестивале имени Софии Асгатовны — все это, что называется, одно к одному», — поделился обозреватель канала «Россия — Культура» Юлиан Макаров.

Напомним, 3 ноября первый фестивальный вечер был ознаменован премьерным исполнением в Казани Второго скрипичного концерта «Метаморфозы» и Четвертой «Парижской» симфонии одного из самых часто исполняемых композиторов современности — Кшиштофа Пендерецкого. Снискавший всемирную славу мастер, чей портрет наряду с Брамсом и Шубертом украшает зал венского Musikverein, почтил фестиваль своим личным присутствием, выступив в качестве дирижера Государственного симфонического оркестра РТ. Солисткой вечера стала корейская скрипачка Е-Юн Чой, известная как самый молодой участник престижнейшего Международного юношеского конкурса имени П. И. Чайковского.

8 ноября, во время второго концерта фестиваля, известный баянист, гость многих европейских площадок, композитор и обладатель премии «Ника», Национальной премии кинопрессы и кинокритики «Белый слон» Айдар Гайнуллин привел в восторг гостей Concordia, исполнив собственное сочинение, ставшее саундтреком к киноленте режиссера Ивана Вырыпаева «Эйфория». А Симфонический оркестр Татарстана, за пульт которого встал дирижер Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского Сергей Поляничко, открыл фестивальный вечер беспокойным и возвышающим исполнением Адажио для струнного оркестра Сэмюэля Барбера.

15 ноября, в заключительный вечер фестиваля, гостем Александра Сладковского и ГСО РТ станет один из самых харизматичных музыкантов своего поколения Александр Князев, который успешно выступает в двух амплуа: виолончелиста и органиста. В зале ГБКЗ прозвучит Первый концерт для виолончели с оркестром Альфреда Шнитке. Завершит фестивальную программу Симфония № 12 «1917 год» Дмитрия Шостаковича.

www.tatar-inform.ru/news/20…772/

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору