В Санкт-Петербурге состоялся Второй международный фестиваль «Мир искусства. Контрасты» с подзаголовком «Итальянские сезоны в России». Все события, так или иначе, были либо посвящены итальянскому искусству либо связаны с темой Россия — Италия. Фестиваль проходил при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга, Государственного Эрмитажа и Благотворительного фонда «Музыка и современность» (художественный руководитель и генеральный директор — Игорь Рогалёв, директор — Игорь Воробьёв).
Открылся фестиваль 24 марта в Музее А. В. Суворова Концертом юных композиторов Финляндии и России. Прозвучала также музыка великого классика ХХ века Дмитрия Шостаковича — «Сюита на слова Микеланджело Буонарроти» в исполнении Антона Андреева (бас) и Анны Дручак (фортепиано).
В тот же день в Музее-усадьбе Г. Р. Державина в зале заседаний «Беседы любителей русского слова» состоялась презентация книги «Сонеты Микеланджело» в переводе Вячеслава Иванова (иллюстрации — Г. А. В. Траугот) при участии: Паолы Чиони (Италия), Мадлен Люти (Швейцария), Андрея Шишкина (Центр Вяч. Иванова в Риме), Елены Тархановой, Александра Траугота, Игоря Рогалева, Игоря Воробьёва, Ивана Чечота, Всеволода Багно. Сонеты Микеланджело читал Алексей Веснер.
Необычная атмосфера лютеранского храма Св. Михаила на Васильевском острове подчеркнула колорит Концерта вокальной музыки 25 марта, на котором выступили музыканты из Москвы Дмитрий Гриних (баритон), Юлия Лабинская (сопрано) и Марина Воинова (орган), представившие изящную программу из произведений итальянских и русских композиторов XIX века.
Концерт 26 марта под названием «С итальянским акцентом» в Малом зале филармонии порадовал оригинально скомпонованной программой и остроумными комментариями неутомимого Игоря Рогалёва. Музыка разных стилей и эпох от Джезуальдо до Губайдулиной, высокий уровень мастерства молодых исполнителей (Анна Смирнова — меццо-сопрано, Алексей Логунов — фортепиано, фортепианный «ПетРоДуэт» в составе: Анастасия Рогалева, Дмитрий Петров; Петербургский Новый хор, художественный руководитель — Иван Чекоданов) покорили публику.
Отдельно следует отметить исполнение Сонаты для фортепиано Михаила Квадри, композитора, чье имя было практически стерто из истории отечественной музыки, чему во многом способствовала его трагическая судьба. Родившийся в семье потомственных дворян (прадедом композитора был известный итальянский архитектор Доменико Квадри), он был расстрелян в 1929 году по стандартному обвинению в антисоветской деятельности. На долгие десятилетия имя Квадри был забыто, а его музыка не звучала. Тем ценнее возобновление интереса к фигуре музыкнта, осмысление его творческого наследия. Это произошло во многом благодаря усилиям организаторов фестиваля и исследователей-энтузиастов. Большую работу провели Софья Овсянникова, студентка 4-го курса Московской консерватории под руководством педагога, доктора искусствоведения профессора Е. С. Власовой, которые прибыли в Петербург и лично присутствовали на премьере произведения героя своего исследования.
Еще одним ярким «персонажем» фестиваля по праву можно назвать совсем юного музыканта. В свои 16 лет Иван Тереханов, воспитанник Хорового училища имени Глинки, прекрасно владеет фортепиано, клавесином и органом. С 2013 года он занимается композицией у профессора И. Е. Рогалёва; в 2016-м поступил в Консерваторию Страсбурга, много гастролирует за рубежом. Его эрудиция и необыкновенная одаренность не уступают умудренным опытом профессионалам.
27 марта в Санкт-Петербургской консерватории в Камерном зале прошла музыкальная встреча «Итальянское Барокко и музыка молодых композиторов Санкт-Петербурга». Наряду с музыкой итальянских композиторов прозвучали сочинения Арсения Юрьева, Георгия Фёдорова, Алексея Логунова, Елизаветы Панченко, Анны Кузьминой.
Теплая дружеская атмосфера царила в Шереметевском дворце — Музее музыки
28 марта. В проекте «Ближний круг» публика познакомилась с опусами композиторов из разных городов России: Санкт-Петербурга (Сергей Осколков-мл., Анна Васирук, Олеся Бердникова), Уфы (Азамат Хасаншин), Саратова (Сергей Полозов), Пензы (Анна Фролова) ближнего и дальнего зарубежья (Грузии — Сандро Небиеридзе;, Армении — Давид Аладжян, Артур Агаронян, Финляндии — Ниило Юниккала, Йонас Куикка, Микка Каллио).
Специальный гость из Нью-Йорка Джин Прицкер исполнил скрипичную музыку Паганини и собственное произведение.
Финальным аккордом фестиваля прозвучал концерт 29 марта в Атриуме Главного штаба Государственного Эрмитажа. Была представлена программа из музыки Д. Чимарозы, И. Стравинского, И. Рогалёва в исполнении Александра Макарова — домра и Оркестра Государственной филармонии Санкт-Петербурга для детей и юношества под управлением Душана Вилича (Сербия).
Дух фестиваля полностью соответствовал своему названию. Синтез искусств как художественная концепция и отличительная особенность данного фестиваля на музыкальной карте Санкт-Петербурга был четко очерчен в сопутствующих проектах, в частности на презентациях изданий и на выставке работ художницы из Москвы Юлии Лабинской в галерее «Мастер».
Марина ВОИНОВА, Москва
Источник:
www.nstar-spb.ru