4 ноября завершился X Ереванский Международный музыкальный фестиваль, посвященный 25-летию независимости Армении. Фестиваль проходит под патронатом первой леди Армении Риты Саргсян и Министерства культуры, представлено 14 концертов с участием ярчайших солистов из Великобритании, Франции, Австрии, Японии, Украины, России, Италии и, разумеется, Армении. Наш собеседник один из организаторов фестиваля, худрук и главный дирижер Национального филармонического оркестра Армении Эдуард ТОПЧЯН.
Главными достижениями фестиваля я считаю то, что он обрел известность во всем мире и, конечно же, то, что предоставляет возможность армянскому слушателю приобщиться к высокому искусству. Кроме всемирно известных музыкантов, нам в этом году с Александром Чаушяном, с которым ежегодно организуем фестиваль, удалось привлечь таких знаменитых дирижеров, как Кирилл Карабиц из Украины, Дмитрий Юровский и Марк Тардю из Германии, Мариос Пападопулос из Великобритании.
Отдельно хотелось бы отметить уникальный концерт, посвященный 95-летию фонда «Ховард Карагезян» (США), занимающегося поддержкой юных талантливых музыкантов, а также два юбилейных концерта, посвященных 90-летию Арно Бабаджаняна и 70-летию Левона Чаушяна.
Если говорить о нашем слушателе, какие изменения вы бы отметили за эти 10 лет? В общем-то изменений не так уж много. Это и хорошо, и плохо. С одной стороны, увы, приходится констатировать, что мало людей осталось, действительно интересующихся высоким искусством, людей, с мнением которых можно считаться. С другой государство поддерживает фестивали, и не только, страну ежегодно посещают прекрасные музыканты, молодежь стала чаще посещать концерты... Стабильность тоже результат, а в нашем случае весьма немаловажный.
Сегодня часто поднимается вопрос меценатов, спонсоров, института менеджмента, арт-продюсинга. А как же критики? Те, от профессионального мнения которых зависит немалое... Вы правы, даже самый именитый зарубежный музыкант после концерта с замиранием сердца ждет утренних газет, отзывов и впечатлений критиков. У нас есть, и это не секрет, люди, имеющие право и, я бы сказал, обязанные писать критические статьи в разных областях искусства. Но их немного, пишут не все скорее всего, это по определенным причинам сегодня невыгодно.
Часто пишут о нашем оркестре тут тоже две позиции: с одной стороны хорошо, значит, есть о чем писать, что критиковать, что советовать и что хвалить, с другой почему так же не освещаются другие мероприятия, выступления приезжих музыкантов?.. Ведь без здоровой критики не может быть правильного роста и, не побоюсь, развития в искусстве. Спонсора, худо-бедно, на то или иное мероприятие найти можно, а кто обсудит концерт, скажет, нужно ли было его вообще проводить? Я думаю, критики это тот противовес, без которого развитие будет хаотическим, нежели размеренным и выгодным для государства. А что мы имеем?.. Или не пишут вовсе или пишут какие-то «хвалебные оды», от которых за версту несет непрофессионализмом и предвзятостью. Об этом, думаю, стоит задуматься...
Какие ожидания в свете перестановок в культурном ведомстве страны? Я всегда с большим уважением и симпатией относился к Армену Амиряну интеллигенту, интеллектуалу, профессионалу и просто настоящему ереванцу. И уверен, это не только моя позиция: наконец появился министр, которого действительно любит и уважает народ. А это очень важно! Но, думаю, придется ему тем не менее нелегко предстоит колоссальная работа, причем во всех областях культуры. Очень много предстоит изменить, восстановить. Это довольно сложная задача... Но уверен, он сможет сделать много полезного, во всяком случае настрой у меня позитивный, оптимистичный. Ясно одно: хуже в культуре не будет, будет лучше, но вот насколько покажет время. Ведь за эти годы народ довольно серьезно отошел от настоящей культуры в сторону ширпотреба, однодневок и «суррогатов-имитаторов» истинных ценностей. Смещены приоритеты. Амиряну предстоит в прямом смысле возвращать людям их культуру, воспитывать слушателя, зрителя...
В этой связи вспоминается «Филармония школьника» и многие другие образовательные проекты, увы, почему-то канувшие в Лету... Почему бы их не восстановить? Не знаю, какие именно механизмы будут задействованы и какими способами. Во всяком случае уже имеется неофициальная информация о том, что новые министры культуры и просвещения не раз встречались, много чего обсудили и собираются в будущем действовать сообща. Это замечательно! Но тут главное все делать основательно. Скажем, та же «Филармония школьника» не должна ограничиться двумя-тремя концертами. Необходимо регулярно проводить мероприятия с максимальным привлечением молодежи. И тут не только важен строжайший контроль за их посещением, но и поддержка со стороны родителей людей, кому небезразлично будущее своих детей, будущее нации. Дети должны ходить на концерты, периодически посещать музеи, выставки: воспитываться как в духе национальной культуры, так и быть осведомлены о классической музыке, изобразительном искусстве мировой культуре. Именно так это делается во всем мире... Тут главное не требовать, а самим попытаться чем-то помочь быть сопричастным к положительным изменениям.
...В интересное время живем. Уверен, уже через год мы станем свидетелями приятных сюрпризов положительных изменений. Об их интенсивности загадывать пока рано, но ясно одно надежда, казалось бы, угасшая недавно, вернулась ко всем нам снова. Значит, будем идти вперед и побеждать!
Рубен Пашинян
nv.am