Гость редакции ВХ — директор и главный дирижер Молодежного академического симфонического оркестра «Виртуозы Слобожанщины» Тарас Куценко.СЛУШАТЬ МУЗЫКУ НАЧАЛ ЕЩЕ В РОДДОМЕ
— Добрый день, Тарас Витальевич. Меня зовут Надежда. Насколько я знаю, вы родились в семье известных музыкантов. Скажите, пожалуйста, был ли у вас в детстве выбор, кем стать?
— Я приобщаюсь к этому великому искусству буквально с пеленок. Отец занимал должность главного дирижера Казанского театра оперы и балета Муссы Джалиля, и роддом, в котором я родился, находился напротив театра. Мое детство прошло в оперном театре. Буквально с первых дней жизни моя коляска во время репетиций и спектаклей стояла за кулисами: мама исполняла партию фортепиано в разных произведениях, отец дирижировал. Так я сразу оказался в музыкальной стихии, и, естественно, это повлияло на дальнейший выбор профессии.
БОЕЦ ДАЛ СЛОВО ВЕРНУТЬСЯ ЖИВЫМ
— Тарас Витальевич? Добрый день. Меня зовут Ирина Витальевна. Я обратила внимание на то, что вы очень креативный человек. Как вы думаете, зачем вообще людям музыка, нужна ли музыка во время войны в стране?
— Одно могу сказать: самое важное для музыканта — ежечасно и ежесекундно быть человеком. Есть выражение: музы молчат, когда пушки гремят. Однако когда мы выезжали с концертами к военнослужащим, я видел их глаза до выступления и после. Объяснить, что происходит с человеком, когда он слушает музыку, не могу. Это — элемент веры. В музыку нужно верить: она спасает человека, семью, государство. Поэтому у нас никогда не опустятся руки, для нас это большая честь — нести музыку, этот, в хорошем смысле слова, крест, и мы будем продолжать работать, стремиться и созидать.
— И еще, если позволите, вопрос. Вы не раз ездили с концертами к бойцам. Были ли опасности в дороге или во время концерта?
— Честно скажу — страшно не было, потому что ехал с открытым сердцем. К тому же наш коллектив в основном женский, поэтому мне и нельзя показывать страх перед музыкантами. В первый раз мы выступали перед одной из частей ПВО недалеко от границы. Нас привезли в поле, где цвели подсолнухи. Здесь было очень красиво, но почему-то не пели птицы. Зато играли мы, и это был для нас праздник: когда музыка звучит под открытым небом, ощущается связь с природой.
— И чем закончилось ваше «подсолнечное» выступление?
— Это был колоссальный опыт: глаза военнослужащих выдавали всю правду состояния их души. Один молодой боец сказал мне: «Я из деревни и никогда не был на таком концерте. Спасибо, что вы приехали». Я взял с него слово, чтобы он, во-первых, остался жив, а во-вторых, чтобы ходил вместе с семьей на симфонические концерты.
МАЛЕНЬКИМ ДЕТЯМ ПОНЯТЕН МОЦАРТ
— Добрый день. Меня зовут Татьяна Михайловна. Моему ребенку пять с половиной лет. Скажите, пожалуйста, присутствуют ли детки на ваших концертах симфонической музыки и как они себя ведут в зале?
— Последнее время я все пристальнее присматриваюсь к зрительному залу и все чаще вижу глаза маленьких детей даже на концертах серьезной музыки. На концертных афишах поначалу хотел поставить возрастной ценз 12+ (возраст, в котором можно допускать ребенка в зрительный зал, чтобы он вел себя в рамках приличия). Но увидел, с каким вниманием на концерте песочной анимации маленькие дети слушают музыку! К слову, в зале были зрители даже с грудными детьми. Поэтому теперь мой прицел — аудитория возрастом 5+ и до бесконечности. Мы стараемся так строить программу, чтобы расширить адресность, возрастной контингент нашего зрителя, но, например, 20 февраля мы будем играть концерт «Музыка Шостаковича». Я не могу сказать, что эту музыку поймут даже дети старше 12–13 лет: чтобы ее слушать, нужно подготовиться, пройти через других композиторов. Но наша программа необычная и является просветительской с элементами видеоанимации, так что, надеюсь, зрителям младшего возраста будет интересна и понятна музыка Шостаковича.
— А на какие музыкальные произведения вы посоветуете ориентироваться при выборе репертуара для ребенка?
— Конечно же, на музыку времен барокко, Моцарта, Баха, возможно, Бетховена, хотя он сложный композитор (ребенок может не до конца понять эту музыку, хотя в любом случае будет слушать). А вот Моцарт — ваш композитор.
— Здравствуйте, Тарас Витальевич. Меня зовут Алексей. Скажите, с какими видами искусства вам удалось синтезировать симфоническую музыку?
— Наш недавний проект — оперно-балетная новелла «Глория Кармен». В нем участвует симфонический оркестр как действующее лицо, солисты оперы и балета ХНАТОБа. Мы сделали синтез оперы Бизе «Кармен» и «Кармен-сюиты» Родиона Щедрина.
— Тарас Витальевич? Здравствуйте, вам звонит Илья. Я видел концерт вашего оркестра с песочной анимацией. Скажите, пожалуйста, готовите ли вы для харьковчан что-то новенькое?
— Безусловно, у оркестра немало планов. Я пытаюсь понять, что сегодня необходимо людям, и это не потакание вкусам публики — это созвучие со зрителем и реализация моей главной идеи — поднятия духовности в обществе. Как бы громко это ни звучало, тем не менее я ставлю себе такую планку и стремлюсь к ней.
— Здравствуйте, Тарас Витальевич. Вам звонит Евгений. Скажите, пожалуйста, а как относятся к новшествам меломаны? Не считают ли кощунством союз музыки и песочной анимации?
— Задача любого творческого человека, музыканта и дирижера — изучить то, что написано до нас, принять и постараться, не нарушая, интерпретировать и сказать что-то новое. Все уже написано, ничего придумывать не нужно — нужно только принимать, воспринимать и применять, как бы эгоистично это ни звучало. После постановки «Пер Гюнта» я получил много отзывов, на спектакль охотно ходят и меломаны.
ПОПУЛЯРНАЯ МУЗЫКА ЦЕПЛЯЕТ ЦИКЛИЧНОСТЬЮ
— Добрый день. Тарас Витальевич. Меня зовут Алена. Наверное, большинство из нас все-таки слушает попсу. А как вы относитесь к популярной музыке?
— Такого отторжения, как у моего отца, например, который, в принципе, на дух не переносит такие произведения, у меня нет. Есть определенная терпимость — возможно потому, что мое терпение еще не лопнуло. Конечно, поп-музыка — это не мое, и я пытаюсь от нее абстрагироваться, если она звучит слишком громко, стараюсь уйти от нее подальше. В детстве и в отрочестве, когда я учился в консерватории, мы слушали неклассическую музыку, но это была не попса, а джаз и рок, которые я, к слову, уважаю как вид искусства. Как ни крути, эти жанры — ответвление от основного жанра классической музыки.
— Признайтесь, Тарас Витальевич, вы никогда не ловили себя на мысли, что напеваете и популярные песни? Они же, безусловно, приставучие…
— Конечно, бывает, потому что принцип поп-музыки — внедрение запоминающегося ритма или мелодии в первые слои мозга так, чтобы эта цикличность, повторение влияли на подкорку, и человек абстрагировался от каких-то важных вещей.
— А что вас, как специалиста, коробит в популярной музыке?
— У меня полная толерантность и уважение ко всему, что делает человек. Это мой жизненный принцип. Но с такими текстами и звуковой цикличностью мне не по пути, и с культивированием этого искусства я поспорил бы.
— Здравствуйте, Тарас Витальевич. Вам звонит Евгений Александрович. Подскажите, пожалуйста, как научиться понимать симфоническую музыку человеку, который откровенно скучает на таких концертах?
— Музыку нужно считывать сердцем, и да не даст разум сойти с ума с этого считывания. В музыке присутствует секретный код, поэтому главное — желание познать что-то новое.
— Добрый день. Тарас Витальевич. Меня зовут Алена. Время сейчас тревожное. Какую музыку вы посоветовали бы слушать и от какой стоило бы отказаться?
— Я вообще не советую отказываться от какой-то музыки. Если у кого-то лежит душа слушать музыку, не очень созвучную с классикой, — пожалуйста, если это помогает вам в жизни. Мне, например, очень хорошо от Моцарта, Бетховена, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова, иногда — от Дмитрия Шостаковича, Альфреда Шнитке, но это произведения не для отдыха, а для размышлений.
— А какая музыка считается тяжелой и, может быть, даже депрессивной?
— Это зависит от восприятия каждого человека. Кого-то даже вальсы Шопена могут загнать в депрессию. Думаю, что депрессивной может стать и медитативная, релаксирующая музыка, которая применяется в практиках йоги.
— А среди классики нет медитативной музыки?
— Моцарт, особенно поздний. Моцарт — это гармония, и это доказано наукой.
— Говорят, что очень тяжел для восприятия Вагнер.
— Понятие вагнерианство — одна из острых художественных проблем конца XIX — начала XX веков. Вагнер — это целая эпоха, и его творчество многогранно: он был не только композитором, но и поэтом, драматургом — автором текстов всех своих опер; крупнейшим дирижером своего времени; музыкальным критиком, публицистом, философом. Погружаясь в мир Вагнера, у человека есть возможность научиться разгадывать ребусы человеческой жизни. Чтобы понимать творчество Вагнера, недостаточно быть осведомленным — нужно быть готовым к восприятию новых впечатлений и открытий, тайн человеческой души.
Личное дело
Тарас Витальевич Куценко родился 18 ноября 1977 года в Казани. Учился в Харьковской средней специальной музыкальной школе, Харьковском музучилище им. Б. Н. Лятошинского. В 2009 году окончил Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского. Работал в Госоркестре «Молодая Россия» п/у Марка Горинштейна. По окончании Академии международного сотрудничества с 1999 года занимается продюсерской и общественной деятельностью. С 2003 года — в составе театра-студии SounDrama под управлением Владимира Панкова написал музыку к более чем 20-ти спектаклей и кинофильмов. С 2010 года — дирижер и художественный руководитель симфонического оркестра Харьковского музыкального училища имени Б. Н. Лятошинского, с 2011 года — руководитель симфонического оркестра ХНУИ им. И. П. Котляревского, с 2012 года — председатель Харьковского отделения всеукраинской общественной организации «Союз музыкантов Украины». С 2013 года по сегодняшний день является директором и главным дирижером Молодежного академического симфонического оркестра «Виртуозы Слобожанщины».
Женат, есть 12-летний сын. Хобби — кулинария, строительство, забота о животных.
автор:
Марина Ефанова
фото:
Михаил Кучневvecherniy.kharkov.ua