Баховским марафоном завершился XVIII Международный музыкальный фестиваль ArsLonga. Почти всю программу фестиваля его худрук, пианист Иван Рудин, посвятил 333-летию со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха: композитора, чье творчество стало синонимом совершенного человеческого духа не только для истории музыки.
Финалом «бахианы» стал проект «Бах-марафон», проходивший в двух концертных залах парка «Зарядье». Фото: Пресс-служба МКЗ «Зарядье»
Благоговейное отношение к Баху сохраняется у всех поколений музыкантов: Бах как «начало начал», «зерно», из которого растет само понимание процесса музыки, духовная собранность и глубина, сверхличный мир, совершенство формы, пронзительный общечеловеческий гуманизм. «Для меня Бах, — говорит Иван Рудин, — одно из тех невероятных природных явлений, которые вызывают огромное потрясение. Бах превосходит значение таких понятий, как композитор, музыка, искусство. Бах делает жизнь осмысленной и прекрасной».
Красивая календарная дата — конечно, не основной повод играть баховскую музыку, но резон организовать фундаментальный проект с привлечением круга музыкантов-«бахистов», помузицировать в ансамблях, открыть редкий для концертных залов репертуар. Такого рода проект и предложил публике фестиваль ArsLonga: «Бах-333» в четырех вечерах, сосредоточивший публику не на фундаментальных хоровых сочинениях Баха — Мессах и Страстях, а на редко исполняющейся в концертах инструментальной музыке. В монографической программе «J.S.Bach 333» прозвучали все двух- и трехголосные Инвенции Баха; в программе «Возвращение Баха» — «24 прелюдии и фуги» композитора Всеволода Задерацкого (ученика Сергея Танеева и учителя цесаревича Алексея), написанные им в сталинских лагерях; «В круге Баха» — клавирные сочинения и сонаты Баха и с ними — Фортепианное трио Феликса Мендельсона, вернувшего когда-то забытого Баха в историю.
Финалом арслонговской «бахианы» стал проект «Бах-марафон», проходивший в двух концертных залах парка «Зарядье». Иван Рудин пригласил из Германии авторитетного пианиста-бахиста Евгения Королева, чьи записи сложнейших баховских клавирных сочинений — Гольдберг-вариаций и «Искусства фуги» — признаны выдающимися. С Королевым выступила плеяда его «баховских» учеников: Иван Рудин, Степан Симонян, Реми Женье. Вместе с ними выступали пианисты Александр Гиндин и Люпка Хаджи-Георгиева (Македония), скрипач Андрей Баранов (Россия — Щвейцария), флейтисты Максим Рубцов из Российского национального оркестра и Илья Дворецкий, Алексей Уткин со своим Государственным камерным оркестром России и представители юного поколения музыкантов. В цикле клавирных концертов был исполнен неординарный набор, отражающий богатую «палитру» Баха: сольный Итальянский и ансамблевый Бранденбургский (N 5 ре-мажор), концерты для одного, двух, трех и четырех клавиров с оркестром. В тонком слитном ансамбле прозвучал концерт для трех клавиров (N 1 ре-минор), в основу которого вошли переложения частей из кантат BWV 146 («Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие») и BWV 188 («Все упование мое»). Однородный мягкий звук, струящееся движение в оживленном темпе, чистые инструментальные линии, как тонкие узоры внутри нежной звуковой материи, утонченность мадригала — Бах звучал, как голубое небо, как ангелы на хорах, как что-то совершенное, надмирное, что утрачено современным миром, но может быть снова и снова пережито — в Бахе.
Ирина Муравьева
rg.ru/2018/11…html