Новый творческий сезон Архангельский камерный оркестр открыл ярко, необычно и запоминаемо. 2 октября в Северодвинске и 3 октября в Архангельске Камерный оркестр предстал в новом амплуа в составе российско-норвежского оркестра. Слушателям была представлена музыка разных эпох и стилей: шедевры мировой классики, современная норвежская музыка и русский авангард.
На концертах в обоих городах была представлена одна программа, в которой звучали семь духовых инструментов норвежского ансамбля «Arktisk Sinfonietta» флейта, гобой, кларнет, фагот, валторна, труба, тромбон. Также приехали два ударника. Свои краски в российско-норвежскую музыкальную палитру добавили струнники Камерного оркестра, архангельский валторнист и ударники.
Пьеса с загадочным названием «Katoptromanti», принадлежащая перу норвежца Эрика Стифьелла, открыла программу. По словам композитора, заглавие обозначает гадание на зеркалах, и если посмотреть в два зеркала одновременно, можно увидеть много интересного. Действительно, с первых секунд исполнения пьесы зал окутала магическая и мистическая атмосфера. «Katoptromanti» это игра света в музыке, в которой нет сюжета, только оттенки, переливы и грани. Слушателям звучание показалось необычным, но интересным.
Далее последовала Сюита вальсов Ф.Шуберта в инструментовке Э.Денисова. Упоительная, тонкая, воздушная музыка, полная невероятно красивых созвучий, буквально ласкала слух.
Ключевой композицией первого отделения стал Концерт для фортепиано и камерного оркестра ор.14 Александра Мосолова, ровесника ХХ века, единственного композитора мирового значения, жизнь которого касалась Архангельска. Как ни странно, у себя на родине, в России, Александр Васильевич почитаем не так, как в Европе и в Америке. Концерт для фортепиано и камерного оркестра стал фаворитом слушателей в Северодвинске и архангельским гостям понравился не менее. «Роскошная», «яркая», «дерзкая», «шикарная», «сильная» музыка, «которая держит в напряжении с первых секунд звучания вплоть до последнего аккорда», «которая не дает перевести дыхание», «целиком и полностью поглощает внимание», «настоящая звуковая лавина обрушилась на зал, никого не оставив равнодушным», так охарактеризовали слушатели это сочинение, которое в сопровождении оркестра исполнил пианист Сергей Главатских, уже хорошо знакомый архангельским слушателям.
Александр Мосолов личность яркая, окруженная множеством интересных и забавных, трагических и серьезных историй. Рукопись Концерта тоже пережила свою историю. Ноты были утеряны в желтом чемодане и почти через полвека чудесным образом были обнаружены в Европе. Их возрождение можно считать не случайным, Концерт для фортепиано и камерного оркестра без преувеличения восхитительное сочинение, которое непременно нужно услышать.
Второе отделение открыл «Сказ о свинце и замерзшем свете» современного норвежского композитора Майи Ратхе (Maja Ratkje). Это сочинение представляет собой игру света, цвета и звука в музыке, целый набор разнообразной звукописи, на которую только способен струнный оркестр. Даже без предыстории можно почувствовать, что музыка рассказывает о трагедии инструменты в руках музыкантов плачут, кричат, стонут и вздыхают. Это переживания и боль, выраженные в звуках. Майя Ратхе написала «Сказ о свинце и замерзшем свете» как отклик на трагические события 22 июля 2011 года в Осло и на острове Утойя, когда от рук террориста погибли десятки человек. По словам автора, в заглавии отражены ужас и надежда. «Я прежде не представляла, что из струнных инструментов можно извлечь такие звуки, как мы слышали сегодня, поделилась гостья. Более того, музыканты не только „извлекали звуки“, в музыке была рассказана очень непростая история, мы все почувствовали это настроение».
«Визитной карточкой» скандинавских духовиков стал Концерт для семи духовых, ударных и струнного оркестра швейцарского композитора Франка Мартэна. Это виртуозный трехчастный концерт с сольными партиями духовых высокой степени сложности. Наши европейские гости продемонстрировали слушателям весь свой блеск, профессионализм и мастерство. На десерт музыканты приготовили для слушателей сюиту Бенджамена Бриттена «Музыкальные вечера» в пяти частях по темам Джоаккино Россини.
Мы привели с собой на концерт детей, воспитанников музыкальной школы, рассказала слушательница из Северодвинска. Очень переживали, как они будут воспринимать музыку, выдержат концерт, очень долгий по продолжительности. Но даже детям было интересно, что говорить о взрослых. Учеников вдохновила работа совместного российско-норвежского оркестра.
www.arh-orchestra.ru