фото Сергея КАЗАНЦЕВА
Самым значимым событием культурной жизни Нижнего Тагила на минувшей неделе стало торжественное открытие духового органа в музее изобразительных искусств, подаренного нашему городу церковной общиной норвежского Драммена.«Тр» уже рассказывал об истории его приобретения, в которой много удивительных совпадений и случайностей. Главной из них стало появление в глубинке Урала старинного музыкального инструмента, уже занявшего свое место в одном из залов музея изобразительных искусств.
Торжественному открытию духового органа сопутствовали не только всеобщий подъем, поскольку подобного уровня событие в культурной жизни города трудно с чем-либо сопоставить, но и волнение. Первые слушатели предвкушали грандиозность концерта, участие в котором принимали народный артист Татарстана и России, председатель союза органистов РФ, лауреат Государственной премии России, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Казанской государственной консерватории Рубин Абдуллин и его ученики — кантор норвежской церкви Виктор Ряхин и лауреат международного конкурса, тагильская органистка Наталья Воронина.
Если Наталья Воронина хорошо знакома и любима тагильскими меломанами, то приезд именитых гостей воспринимался с восторгом и ожиданием сюрпризов. А перед концертом Рубин Кабирович Абдуллин вспоминал, сколько проблем пришлось решить уже после того, как администрация Нижнего Тагила проявила заинтересованность в приобретении духового органа.
— Нужно было продумать, кто разберет орган, кто его вывезет, — рассказал профессор Абдуллин. — Разбирать и собирать орган должны одни и те же люди, поскольку даже в этом небольшом органе более миллиона деталей, ориентироваться в которых достаточно сложно. Счастье, что немецкая фирма «Шуке», имеющая добрую репутацию в нашей стране, взялась за дело. Ее специалисты монтировали музыкальные инструменты в малом зале Московской консерватории, Музее имени Глинки и во многих других городах. Специалисты фирмы согласились разобрать, упаковать и собрать орган в Нижнем Тагиле.
За всеми случайностями стоят давние связи музыкантов и человеческие отношения, конструктивное решение организационных моментов директором Нижнетагильской филармонии Анной Горнаковой. Все сошлось во времени и пространстве. Профессор Абдуллин считает, что с появлением органа музей приобретет еще большую известность и получит возможность создавать новые филармонические программы для детей, юношества и постоянных посетителей. Они могут быть не только познавательными в области изобразительного искусства, но одновременно и музыкальными.
Перед концертом волновался не только мэтр отечественного органного исполнительства Р. К. Абдуллин, поскольку свое знакомство с 107-летним инструментом счел слишком коротким, но и Виктор Ряхин, которому инструмент известен более, чем кому-то другому. На старинном органе в Драммене он играл 11 лет.
Органная музыка, по словам гостей, — настоящий феномен. Это и философия, и религия. Этот инструмент может успокаивать раненые души, воодушевить человека и сделать памятными самые торжественные дни в жизни. Прибывший орган в своей метрике имеет удивительное упоминание о начале своей службы близ города Бергена, родины великого Эдварда Грига, музыка которого известна и любима во всем мире. Установление культурных связей с Норвегией подобно обновлению, изменению взаимоотношений в области художественных и музыкальных связей многим придется по душе.
От нашего именитого гостя услышали, что большое впечатление на него произвел старый музей-завод, купеческие особняки Тагила, сам подвиг Никиты Демидова, которым владела идея поднять промышленное производство на Урале.
— По сравнению с этим путешествие органа из Норвегии в Нижний Тагил — пустяк.
А Виктор Ряхин поделился особым ощущением, которое испытывает, ведь хорошо знакомый ему орган находится теперь в другой стране и в другом городе. Оказалось, что на новом месте орган звучит так же хорошо, что даже удивило Виктора. Впрочем, его убеждение: хороший орган с возрастом становится только лучше, как икона, к которой приходили люди, находит подтверждение.
— Собираюсь отдохнуть с дороги и поговорить со старым другом, спросить, что бы он хотел сыграть, — улыбается органист. — Но знаю, что это будет скандинавская музыка, та, для которой и создавался орган. Этот инструмент -своего рода дверь в мир церкви. Орган всегда служил людям: крестил их, женил, провожал в последний путь. За ним стоит одна из интереснейших граней культуры.
Особые чувства испытывала Наталья Воронина, признавшаяся, что взволнованна, поскольку придется играть не только перед большим залом, но и перед своим педагогом, а это большая ответственность, хотя Рубин Абдуллин всегда умеет и похвалить, и вдохновить.
Через пару минут прозвучала музыка Баха. Концерт, продолжавшийся более часа, кажется, пролетел мгновенно. Своды музея услышали не только дивные звуки органа, оркестра «Демидов-камерата» и солистов, но и горячие аплодисменты ценителей прекрасного.
Многие тагильчане, в том числе глава города Сергей Носов, поддержали идею Рубина Абдуллина, благодаря которой в нашем городе появился духовой орган. В первом и последующих концертах, знаменующих его официальное открытие, они могли убедиться: таких музыкальных красок, такого колорита у нас еще не было.
www.tagilka.ru