Новая жизнь старинного органа

Добавлено 21 января 2015 muzkarta

Виктор Ряхин (орган), Нижнетагильская филармония

фото Сергея КАЗАНЦЕВА
Самым значимым событием культурной жизни Нижнего Тагила на минувшей неделе стало торжественное открытие духового органа в музее изобразительных искусств, подаренного нашему городу церковной общиной норвежского Драммена.

«Тр» уже рассказывал об истории его приобретения, в которой много удивительных совпадений и случайностей. Главной из них стало появление в глубинке Урала старинного музыкального инструмента, уже занявшего свое место в одном из залов музея изобразительных искусств.

Торжественному открытию духового органа сопутствовали не только всеобщий подъем, поскольку подобного уровня событие в культурной жизни города трудно с чем-либо сопоставить, но и волнение. Первые слушатели предвкушали грандиозность концерта, участие в котором принимали народный артист Татарстана и России, председатель союза органистов РФ, лауреат Государственной премии России, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Казанской государственной консерватории Рубин Абдуллин и его ученики — кантор норвежской церкви Виктор Ряхин и лауреат международного конкурса, тагильская органистка Наталья Воронина.

Если Наталья Воронина хорошо знакома и любима тагильскими меломанами, то приезд именитых гостей воспринимался с восторгом и ожиданием сюрпризов. А перед концертом Рубин Кабирович Абдуллин вспоминал, сколько проблем пришлось решить уже после того, как администрация Нижнего Тагила проявила заинтересованность в приобретении духового органа.

— Нужно было продумать, кто разберет орган, кто его вывезет, — рассказал профессор Абдуллин. — Разбирать и собирать орган должны одни и те же люди, поскольку даже в этом небольшом органе более миллиона деталей, ориентироваться в которых достаточно сложно. Счастье, что немецкая фирма «Шуке», имеющая добрую репутацию в нашей стране, взялась за дело. Ее специалисты монтировали музыкальные инструменты в малом зале Московской консерватории, Музее имени Глинки и во многих других городах. Специалисты фирмы согласились разобрать, упаковать и собрать орган в Нижнем Тагиле.

За всеми случайностями стоят давние связи музыкантов и человеческие отношения, конструктивное решение организационных моментов директором Нижнетагильской филармонии Анной Горнаковой. Все сошлось во времени и пространстве. Профессор Абдуллин считает, что с появлением органа музей приобретет еще большую известность и получит возможность создавать новые филармонические программы для детей, юношества и постоянных посетителей. Они могут быть не только познавательными в области изобразительного искусства, но одновременно и музыкальными.

Перед концертом волновался не только мэтр отечественного органного исполнительства Р. К. Абдуллин, поскольку свое знакомство с 107-летним инструментом счел слишком коротким, но и Виктор Ряхин, которому инструмент известен более, чем кому-то другому. На старинном органе в Драммене он играл 11 лет.

Органная музыка, по словам гостей, — настоящий феномен. Это и философия, и религия. Этот инструмент может успокаивать раненые души, воодушевить человека и сделать памятными самые торжественные дни в жизни. Прибывший орган в своей метрике имеет удивительное упоминание о начале своей службы близ города Бергена, родины великого Эдварда Грига, музыка которого известна и любима во всем мире. Установление культурных связей с Норвегией подобно обновлению, изменению взаимоотношений в области художественных и музыкальных связей многим придется по душе.

От нашего именитого гостя услышали, что большое впечатление на него произвел старый музей-завод, купеческие особняки Тагила, сам подвиг Никиты Демидова, которым владела идея поднять промышленное производство на Урале.

— По сравнению с этим путешествие органа из Норвегии в Нижний Тагил — пустяк.

А Виктор Ряхин поделился особым ощущением, которое испытывает, ведь хорошо знакомый ему орган находится теперь в другой стране и в другом городе. Оказалось, что на новом месте орган звучит так же хорошо, что даже удивило Виктора. Впрочем, его убеждение: хороший орган с возрастом становится только лучше, как икона, к которой приходили люди, находит подтверждение.

— Собираюсь отдохнуть с дороги и поговорить со старым другом, спросить, что бы он хотел сыграть, — улыбается органист. — Но знаю, что это будет скандинавская музыка, та, для которой и создавался орган. Этот инструмент -своего рода дверь в мир церкви. Орган всегда служил людям: крестил их, женил, провожал в последний путь. За ним стоит одна из интереснейших граней культуры.

Особые чувства испытывала Наталья Воронина, признавшаяся, что взволнованна, поскольку придется играть не только перед большим залом, но и перед своим педагогом, а это большая ответственность, хотя Рубин Абдуллин всегда умеет и похвалить, и вдохновить.

Через пару минут прозвучала музыка Баха. Концерт, продолжавшийся более часа, кажется, пролетел мгновенно. Своды музея услышали не только дивные звуки органа, оркестра «Демидов-камерата» и солистов, но и горячие аплодисменты ценителей прекрасного.

Многие тагильчане, в том числе глава города Сергей Носов, поддержали идею Рубина Абдуллина, благодаря которой в нашем городе появился духовой орган. В первом и последующих концертах, знаменующих его официальное открытие, они могли убедиться: таких музыкальных красок, такого колорита у нас еще не было.

www.tagilka.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору