В чудеса надо верить. Почти сказочная история о том, как удалось спасти от «децентрализации» известные во всем мире украинские школы-интернаты для одаренных детей.
Жили-были специализированные школы, где растили юных художников, музыкантов — самых одаренных детей со всей Украины. Таких школ в нашей стране всего шесть: Киевская государственная средняя специализированная музыкальная школа-интернат им. Н.Лысенко, Государственная художественная средняя школа им. Т.Шевченко, Львовская государственная средняя специализированная музыкальная школа-интернат им. Соломии Крушельницкой, Одесская государственная средняя специализированная музыкальная школа-интернат им. проф. П.Столярского, Харьковская государственная средняя специализированная музыкальная школа-интернат, Государственная специализированная художественная школа-интернат I–III ступеней «Коллегиум искусств в Опишне» им. Василия Кричевского.
«Каждый третий лауреат международного конкурса в мире — это выпускники наших учебных заведений», — говорит директор школы им. Лысенко, председатель совета директоров этих школ, заслуженный деятель искусств, профессор Валентин Шерстюк.
Школы являются слугами сразу двух господ — Минобразования и Минкультуры. Потому что дают и музыкальное, и среднее общее образование. Но подчиняются напрямую Минкульту и финансируются отдельно из государственной казны. Поскольку имеют всеукраинское значение — в них обучаются дети со всей Украины.
Как вдруг с лета облетела все школы ужасная новость: «В соответствии с концепцией реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине… обеспечение воспитания и обучения в школах-интернатах общего профиля отнесено к основным полномочиям органов местного самоуправления районного уровня». Именно так было написано в письме всемогущего Минфина к В.Шерстюку. Что на практике означало одно — школы-интернаты планировалось перевести на финансирование из местных бюджетов, фактически превратив их в обычные музыкальные школы.
Почему превращение специализированных школ-интернатов в обычные означает фактическое их исчезновение? Потому что эти школы уникальны. Их «реформирование» просто уничтожит сформированную в течение 80 лет систему отбора и обучения одаренных детей.
Алексей Бояр, студент 5 курса Национальной музыкальной академии им. П.Чайковського, выпускник школы им. Лысенко, объясняет: «Здесь сосредоточена золотая художественно-культурная преподавательская сила, это элита мира музыки. Они вкладывают в учеников все свои силы не раз в неделю, а ежедневно. Такая школа — симбиоз не просто общеобразовательной и музыкальной школы, а симбиоз опыта, какого вы не найдете в обычной школе».
И государство в лице чиновников это вроде бы понимает. В кабинете профессора Шерстюка над большим роялем висят грамоты-награды. «За вклад в духовное развитие», «за достижения», «за успехи». В юбилейных альбомах — благодарственные слова министров, премьер-министров. А от идей «децентрализации» не спасло. Валентин Шерстюк вспоминает: «Нашей школе 80 лет. На весь СССР было всего 25 таких учебных заведений. До школы я работал директором хореографического училища. Оно тут, рядом с нами, в одном комплексе. Когда в этом училище текла крыша, туда приехало пол-Политбюро Украины. И Юрий Ельченко, первый секретарь Киевского горкома, лазил тогда вместе со мной на эту крышу. А что сейчас? Бьем во все колокола».
Известные деятели искусств, педагоги школ, родители, ученики, выпускники организовались в общественное движение «Спасем школы талантов». Стучали во все двери, мужественно забрасывали письмами три министерства (финансов, образования и культуры), писали депутатам. Но запросы переправлялись в неумолимый Минфин, а там неутомимо отписывались: «В соответствии с концепцией реформирования местного самоуправления…» и далее по тексту. Тщетно объясняли педагоги и родители чиновникам: это школы не общего профиля, а специализированного, они не подпадают под положение Концепции.
С пониманием отнеслись к проблеме народные депутаты Лилия Гриневич, Александра Кужель, Николай Княжицкий. Обратились с открытым письмом к власти и деятели культуры: «Культура — вода нации, нет своей воды — придется брать чужую, поскольку без воды жизнь невозможна. Учащиеся этих школ ежегодно получают сотни престижных премий и наград на украинских и международных конкурсах. Они уже являются гордостью страны! Это будущие художники, архитекторы, музыканты, композиторы, кинематографисты, актеры, политики, писатели. На них будут смотреть и к ним прислушиваться — если мы сейчас о них позаботимся».
И вот прямо перед самым Новым годом пришла радостная весть — школы остаются в подчинении Министерства культуры. На их финансирование, как видно из проекта госбюджета, будут выделены 75 млн 221 тыс. грн. Практически столько же, сколько и в прошлом году. Тогда на такую сумму сложно было «разгуляться» (сделать капремонт, обновить фонд музыкальных инструментов и т. д.). Ну, а теперь, с учетом инфляции, будет еще сложнее. Но все-таки школы будут сохранены в их теперешнем статусе.
Однако это не единственная новогодняя радостная новость. Хор девочек школы им. Лысенко буквально на днях вернулся с ХХІІ Международного хорового фестиваля — конкурса духовной и рождественской музыки в Каунасе и привез много наград: гран-при, приз зрительских симпатий, диплом мерии г. Каунаса, а также «золото» сразу в трех категориях: лучший детский хор, лучший женский хор, лучший камерный хор. Руководитель хора Юлия Пучко-Колесник, заслуженный деятель искусств, доцент НМАУ им. П.Чайковского, рассказывает: «Нас знают и приглашают на всевозможные конкурсы и фестивали. Наш хор занял 22-е место в Международном рейтинге хоров мира».
Ну что ж, сказка со счастливым концом. Наверное, одна из немногих, связанных с демоническими словами «бюджет-2015» и «Минфин».
Оксана Онищенко
Новогодняя история с хеппи-эндом и госбюджетом«Зеркало недели. Украина» № 50,