21 сентября 2013 года в Центральном музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки (ул. Фадеева, 4) в рамках программы по ребрендингу публичных площадок музея стартовал цикл образовательных встреч-концертов
«Музыкальный хронограф», организованный Лабораторией культурных проектов (labcultpro.ru).
Этот уникальный образовательный проект основан на тесном взаимодействии специалистов из разных областей гуманитарного знания и рассчитан на всех интересующихся историей культуры Европы и России.
Целью своего проекта кураторы Лаборатории ставят, с о дной стороны, создание «объемной картинки» эпохи, а с другой — развенчание «школьного подхода» к истории культуры, где музыка, искусство и литература существуют словно бы в безвоздушном пространстве, не пересекаясь между собой. Также в основе авторского замысла лежит идея вписания истории русской культуры в общеевропейский контекст.
Цикл
«Музыкальный хронограф» состоит из шести встреч, каждая из которых посвящена одному из ключевых этапов развития европейской и русской культуры с конца XVI до середины XХ века и строится как концерт-беседа, в рамках которой музыкальные и художественные произведения становятся иллюстрацией к рассказу об истории и культуре того или иного исторического периода: все музыкальные композиции сопровождаются специально подобранным мультимедийным рядом, состоящим из произведений живописи и скульптуры, хронологически и тематически связанных со звучащим произведением.
Музыка звучит в исполнении лауреатов международных вокальных и инструментальных конкурсов, таких, как
Валерия Зайцева, Дмитрий Кондратков, Федор Строганов, Анна Закусова, Олеся Демакова, Юрий Ростоцкий, Марат Абдрахимов, квартет «Фратрес» и многих других. Над проектом работают специалисты по истории музыки, изобразительного искусства и литературы, политической истории. Подбор иллюстраций осуществляет искусствовед, научный сотрудник Мультимедиа Арт Музея, Москва,
Игорь Волков, в роли научного консультанта-музыковеда выступает канд. иск., доцент
Татьяна Камаева.Автор и куратор проекта историк Петр Мазаев о «Музыкальном хронографе»:«Защитники „чистого искусства“ часто говорят о том, что для знакомства с шедеврами прошлого не нужен никакой дополнительный материал, а слушатель (или зритель), вне зависимости от своего багажа знаний, „почувствует“ величие произведения и тут же „испытает катарсис“, немедленно „впадет в экстаз“ от соприкосновения с „тонким миром“. Но этот тип восприятия привлекает не всех. „Музыкальный хронограф“ — это попытка говорить о классической музыке с позиции современной культуры, с ее громадными информационными потоками и визуальным типом восприятия, без излишнего академизма. Мы не претендуем на то, чтобы объяснить, почему этим следует восхищаться, наша главная задача — показать, почему это может быть интересно».