«Обыкновенное чудо» или некоторые вехи творческого пути Тимура Халиуллина на Белгородчине

Добавлено 30 января 2019 Тимур Халиуллин

Тимур Халиуллин (карильон, клавесин, орган), Людмила Сидорова, Органный зал Белгородской филармонии, Малый зал Белгородской филармонии, Владимир Исаев (фортепиано), Наталья Гирявенко, Большой зал Белгородской филармонии, Белгородская филармония

В статье рассматриваются некоторые вехи творческого пути молодого органиста Тимура Халиуллина, который является лауреатом международных конкурсов, солистом Белгородской государственной филармонии и ведет активную просветительскую работу по популяризации органной музыки в БелгородеКлючевые слова: органный зал, органная музыка, органист

Есть в культурной жизни Белгорода и всей земли Белгородской одно необычное явление, которое вполне можно назвать «обыкновенным чудом». Явление это связано с чудесной органной музыкой, которая звучит в стенах Белгородской государственной филармонии и заставляет каждого уважающего себя жителя города услышать, увидеть и захотеть вернуться снова на концерт молодого талантливого органиста Тимура Халиуллина.

Вероятно, игру Т. И. Халиуллина можно назвать «обыкновенным чудом» еще и в связи с тем, что высокий профессионализм, необыкновенная работоспособность и стремление осваивать новый репертуарный план связаны с огромной любовью молодого органиста к инструменту. Факт глубокой любви Т. И. Халиуллина к музыке и к инструменту становится очевидным каждому слушателю концерта вне зависимости от места в зале. В момент поклона зрителям лицо Тимура буквально светится, а каждому слушателю становится заметным (и это ощущение пронизывает буквально до кончиков пальцев), что улыбка органиста — искренняя и выступление на публике доставляет ему огромное удовольствие, а дарить радость — настоящее призвание Т. И. Халиуллина.

Профессия музыканта всегда была и в современном мире остается достаточно специфичной, требующей многочасовой кропотливой работы. Обучение игре на органе — титанический труд, достойный восхищения! Быть органистом — значит не только профессионально владеть игрой, но и искать возможности осваивать сложный инструмент в особом временном режиме (у органиста нет возможности заниматься на органе дома). Следовательно, в момент обучения и подготовки к концертам музыкант вынужден искать возможности доступа к органу, что, учитывая небольшое количество органов в России, необыкновенно сложно. О трудном периоде обучения игре на органе в интервью с корреспондентом Валерией Игнатовой Тимур Халиуллин говорит так: «Обучение проходило очень сложно и сказать, что мы недосыпали и недоедали, это ничего не сказать. К тому же музыкантам приходилось приезжать ранним утром, орган был свободен только с 5 до 8. Поэтому зачастую студенты не уезжали из консерватории в общежитие» [1].

Необыкновенно сложный путь «от терний к звёздам» у каждого музыканта свой, но бесспорным остается один факт — его преодолевает и достигает «олимпа» далеко не каждый. В чём же секрет необычайной популярности Тимура Халиуллина на Белгородчине? Мы попытались это выяснить на одном из его органных концертов из цикла «Шедевры органной музыки», который состоялся 16 января 2019 года в Белгородской государственной филармонии.

Программа концерта была достаточно разнообразной и включала прелюдию, фугу и чакону до-мажор Д. Букстехуде, самую, пожалуй, популярную и любимую слушателями токкату и фугу ре-минор И. Б. Баха, ариозо И. С. Баха и его фантазию соль-минор. Концерт, кроме того, был необычен и замечателен тем, что Тимур Халиуллин сделал переложение для органа одной из самой красивой и популярной «Лунной сонаты» Л. Бетховена, сыграл (тоже в собственном переложении) «немного ночной музыки» В. А. Моцарта. Слушатели рукоплескали Тимуру! И это неслучайно: мягкое, трепетное пиано нежно убаюкивало…

Переложение фортепианной пьесы для органа «Утешение» ми-мажор Ф. Листа, выполненное органистом, прозвучало в его исполнении проникновенно, погрузило слушателей концерта в мир призрачных иллюзий и вселило веру в торжество гармонии и света, а соната № 6 Ф. Мендельсона в исполнении Т. И. Халиуллина звучала эмоционально трогательно и красочно.

Вторая часть концерта по-настоящему завораживала… Слушатели внимали каждому звуку органа: он звучал то приглушенно и настороженно, то буквально «взрывался» сочными аккордами, которые выстраивались в набат, звучавший призывно и убедительно. Незаметно, и, как нам показалось, достаточно быстро (хотелось наслаждаться музыкой еще и еще), прозвучала вторая часть, которая была представлена «музыкой готических соборов». Особое восхищение и отклик у слушателей вызвали две последние пьесы в исполнении молодого органиста. Это были переложения для органа (выполненные Т.И. Халиуллиным) пьеса «Полет шмеля» Н. Римского-Корсакова и вальсы Р. Штрауса для органного дуэта. Вторую партию в органном дуэте исполнила ученица маэстро В. Власова. Необыкновенная легкость при игре ногами сложнейшей партии «Полета шмеля» достойна особого восхищения! Сложнейшая «черновая» техническая работа органиста осталась не замеченной, что в работе музыканта данный факт всегда является высоким показателем качества исполнения. Дуэт Тимура Халиуллина с Владиславой Власовой покорил своей синхронностью, сыгранностью, техничностью и эмоциональной насыщенностью. Он сиял яркими красками, поблескивая отточенными гранями (как у настоящего алмаза)! Музыканты были едины в творческом дуэте и восхитили слушателей слаженной игрой. Такая игра вызвала шквал заслуженных аплодисментов!

Нужно отметить, что история появления молодого талантливого органиста в Белгороде тесно связана с созданием в городе органного зала. В 2004 году по решению администрации города бывший Дворец культуры железнодорожников был подвергнут реконструкции. В результате в 2010 году Белгородская государственная филармония стала обладателем не только большого зала на 580 мест, но и нового органного зала на 238 мест. Дальше из Белгорода последовал заказ и «в августе 2011 года состоялась приемка органа в монтажном зале фирмы в Баутцене, после чего он был разобран и привезен в Белгород, где с середины сентября происходила работа по его сборке, наладке, интонировке и настройке. Монтажной бригадой руководил Дирк Пфайфер, а главным интонировщиком был Альфред Матиас Ульман» [2].

Орган был изготовлен в соответствии с размерами и акустическими особенностями нового зала. В Белгородской государственной филармонии для его обустройства подобрано отличное цветовое решение: «кремовый белый цвет, расширяющий пространство зала, красные стулья и синий задник фасада органа, объединенные в цветовой палитре витражей. Стены обиты деревом калифорнийского клёна, выкрашенным в натуральную охру. Светильники выполнены в форме органных труб, рифмуются с трубами фасада органа. Органный зал оборудован современной системой климатического контроля, в нем поддерживается постоянный температурно-влажностный режим (20 С, 55% влажности)» [2].

Органный зал и уникальный инструмент, построенный специально для него, словно ждали талантливого органиста, способного приносить радость белгородской публике. Произошло «обыкновенное чудо»: молодой органист Тимур Халиуллин, посвятивший всю свою жизнь обучению игре на фортепиано, а затем попробовавший свои силы в игре на органе и завоевавший звание лауреата международных конкурсов, человек, горячо и преданно любящий свою работу, был приглашён и принял решение остаться работать в Белгороде! Нужно отметить, что Т. И. Халиуллин специалист высочайшего класса и кроме фортепиано и органа, владеет игрой на клавесине и карильоне. Однако любовь и внимание белгородской публики Т. И. Халиуллин завоевал себе игрой на органе. Органист рассказывает: «Если скрипач со своей скрипкой может ездить по городам, давать концерты в любых местах, на разных площадках, то для органиста необходимо иметь инструмент, на котором он может заниматься, развиваться, учить новую программу. Поэтому органисты не стремятся посетить какой-то город, они стремятся к конкретному органу. Как только я узнал, что здесь строится орган, я захотел приехать, посмотреть инструмент. Поэтому, даже не зная, где находится Белгород на тот момент, я сразу же согласился приехать сюда работать"[1].

Что еще к этому добавить? Свершилось «обыкновенное чудо»! Слушая игру Т. И. Халиуллина, веришь, что так и должно быть: годы обучения игре на инструменте завершились, всё, ради чего преодолевались препятствия — позади, а впереди — только музыка, которая требует работы, вдохновения и сил. Присоединяясь к аплодисментам слушателей концерта, хочется пожелать молодому органисту благополучия, успехов в его интересной творческой работе, новых музыкальных проектов и незабываемых встреч с белгородскими зрителями! Мы их ждём и будем очень рады каждой встрече!

Список литературы

1. Игнатова В./ Тимур Халлиулин: «Я просто мечтал стать хорошим музыкантом» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: / openbelgorod.ru/kultura/700.html /. — Загл. с экр.

2. Органный зал Белгородской филармонии — Режим доступа: muzkarta.info/zal/org…aya/. — Загл. с экр.

О.А. Титова, В.С. Исаев

Белгородский государственный институт искусств и культуры

e-mail: titova-68@mail.ru,

vlad_piano@mail.ru

«AN ORDINARY MIRACLE» OR SOME MILESTONES IN CREATIVE WAYS TIMUR

HALIULLINA IN BELGOROD REGION

O.A. Titova

V.S. Isaev

Belgorod state university of arts and culture

e-mail: titova-68@mail.ru

vlad_piano@mail.ru

The article discusses some milestones of the creative path of the young organist Timur Khaliullin, whois a laureate of international competitions, a soloist of the Belgorod state Philharmonic society and is actively engaged in educational work to promote organ music in Belgorod

Key words: organ hall, organ music, organist

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Титова О.А. кандидат педагогических наук, ст. преподаватель кафедры общего фортепиано Белгородского государственного института культуры и искусств

308033, г. Белгород, ул. Королева, 7, Белгородский государственный институт культуры и искусств;

e-mail: titova-68@mail.ru

тел.: 8−908−780−68−49

Исаев Владимир Сергеевич доцент кафедры общего фортепиано Белгородского государственного института культуры и искусств

308033, г. Белгород, ул. Королева, 7, Белгородский государственный институт культуры и искусств;

e-mail: vlad_piano@mail.ru

тел: 8−915−576−70−93

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору