В статье рассматриваются некоторые вехи творческого пути молодого органиста Тимура Халиуллина, который является лауреатом международных конкурсов, солистом Белгородской государственной филармонии и ведет активную просветительскую работу по популяризации органной музыки в БелгородеКлючевые слова: органный зал, органная музыка, органист
Есть в культурной жизни Белгорода и всей земли Белгородской одно необычное явление, которое вполне можно назвать «обыкновенным чудом». Явление это связано с чудесной органной музыкой, которая звучит в стенах Белгородской государственной филармонии и заставляет каждого уважающего себя жителя города услышать, увидеть и захотеть вернуться снова на концерт молодого талантливого органиста Тимура Халиуллина.
Вероятно, игру Т. И. Халиуллина можно назвать «обыкновенным чудом» еще и в связи с тем, что высокий профессионализм, необыкновенная работоспособность и стремление осваивать новый репертуарный план связаны с огромной любовью молодого органиста к инструменту. Факт глубокой любви Т. И. Халиуллина к музыке и к инструменту становится очевидным каждому слушателю концерта вне зависимости от места в зале. В момент поклона зрителям лицо Тимура буквально светится, а каждому слушателю становится заметным (и это ощущение пронизывает буквально до кончиков пальцев), что улыбка органиста — искренняя и выступление на публике доставляет ему огромное удовольствие, а дарить радость — настоящее призвание Т. И. Халиуллина.
Профессия музыканта всегда была и в современном мире остается достаточно специфичной, требующей многочасовой кропотливой работы. Обучение игре на органе — титанический труд, достойный восхищения! Быть органистом — значит не только профессионально владеть игрой, но и искать возможности осваивать сложный инструмент в особом временном режиме (у органиста нет возможности заниматься на органе дома). Следовательно, в момент обучения и подготовки к концертам музыкант вынужден искать возможности доступа к органу, что, учитывая небольшое количество органов в России, необыкновенно сложно. О трудном периоде обучения игре на органе в интервью с корреспондентом Валерией Игнатовой Тимур Халиуллин говорит так: «Обучение проходило очень сложно и сказать, что мы недосыпали и недоедали, это ничего не сказать. К тому же музыкантам приходилось приезжать ранним утром, орган был свободен только с 5 до 8. Поэтому зачастую студенты не уезжали из консерватории в общежитие» [1].
Необыкновенно сложный путь «от терний к звёздам» у каждого музыканта свой, но бесспорным остается один факт — его преодолевает и достигает «олимпа» далеко не каждый. В чём же секрет необычайной популярности Тимура Халиуллина на Белгородчине? Мы попытались это выяснить на одном из его органных концертов из цикла «Шедевры органной музыки», который состоялся 16 января 2019 года в Белгородской государственной филармонии.
Программа концерта была достаточно разнообразной и включала прелюдию, фугу и чакону до-мажор Д. Букстехуде, самую, пожалуй, популярную и любимую слушателями токкату и фугу ре-минор И. Б. Баха, ариозо И. С. Баха и его фантазию соль-минор. Концерт, кроме того, был необычен и замечателен тем, что Тимур Халиуллин сделал переложение для органа одной из самой красивой и популярной «Лунной сонаты» Л. Бетховена, сыграл (тоже в собственном переложении) «немного ночной музыки» В. А. Моцарта. Слушатели рукоплескали Тимуру! И это неслучайно: мягкое, трепетное пиано нежно убаюкивало…
Переложение фортепианной пьесы для органа «Утешение» ми-мажор Ф. Листа, выполненное органистом, прозвучало в его исполнении проникновенно, погрузило слушателей концерта в мир призрачных иллюзий и вселило веру в торжество гармонии и света, а соната № 6 Ф. Мендельсона в исполнении Т. И. Халиуллина звучала эмоционально трогательно и красочно.
Вторая часть концерта по-настоящему завораживала… Слушатели внимали каждому звуку органа: он звучал то приглушенно и настороженно, то буквально «взрывался» сочными аккордами, которые выстраивались в набат, звучавший призывно и убедительно. Незаметно, и, как нам показалось, достаточно быстро (хотелось наслаждаться музыкой еще и еще), прозвучала вторая часть, которая была представлена «музыкой готических соборов». Особое восхищение и отклик у слушателей вызвали две последние пьесы в исполнении молодого органиста. Это были переложения для органа (выполненные Т.И. Халиуллиным) пьеса «Полет шмеля» Н. Римского-Корсакова и вальсы Р. Штрауса для органного дуэта. Вторую партию в органном дуэте исполнила ученица маэстро В. Власова. Необыкновенная легкость при игре ногами сложнейшей партии «Полета шмеля» достойна особого восхищения! Сложнейшая «черновая» техническая работа органиста осталась не замеченной, что в работе музыканта данный факт всегда является высоким показателем качества исполнения. Дуэт Тимура Халиуллина с Владиславой Власовой покорил своей синхронностью, сыгранностью, техничностью и эмоциональной насыщенностью. Он сиял яркими красками, поблескивая отточенными гранями (как у настоящего алмаза)! Музыканты были едины в творческом дуэте и восхитили слушателей слаженной игрой. Такая игра вызвала шквал заслуженных аплодисментов!
Нужно отметить, что история появления молодого талантливого органиста в Белгороде тесно связана с созданием в городе органного зала. В 2004 году по решению администрации города бывший Дворец культуры железнодорожников был подвергнут реконструкции. В результате в 2010 году Белгородская государственная филармония стала обладателем не только большого зала на 580 мест, но и нового органного зала на 238 мест. Дальше из Белгорода последовал заказ и «в августе 2011 года состоялась приемка органа в монтажном зале фирмы в Баутцене, после чего он был разобран и привезен в Белгород, где с середины сентября происходила работа по его сборке, наладке, интонировке и настройке. Монтажной бригадой руководил Дирк Пфайфер, а главным интонировщиком был Альфред Матиас Ульман» [2].
Орган был изготовлен в соответствии с размерами и акустическими особенностями нового зала. В Белгородской государственной филармонии для его обустройства подобрано отличное цветовое решение: «кремовый белый цвет, расширяющий пространство зала, красные стулья и синий задник фасада органа, объединенные в цветовой палитре витражей. Стены обиты деревом калифорнийского клёна, выкрашенным в натуральную охру. Светильники выполнены в форме органных труб, рифмуются с трубами фасада органа. Органный зал оборудован современной системой климатического контроля, в нем поддерживается постоянный температурно-влажностный режим (20 С, 55% влажности)» [2].
Органный зал и уникальный инструмент, построенный специально для него, словно ждали талантливого органиста, способного приносить радость белгородской публике. Произошло «обыкновенное чудо»: молодой органист Тимур Халиуллин, посвятивший всю свою жизнь обучению игре на фортепиано, а затем попробовавший свои силы в игре на органе и завоевавший звание лауреата международных конкурсов, человек, горячо и преданно любящий свою работу, был приглашён и принял решение остаться работать в Белгороде! Нужно отметить, что Т. И. Халиуллин специалист высочайшего класса и кроме фортепиано и органа, владеет игрой на клавесине и карильоне. Однако любовь и внимание белгородской публики Т. И. Халиуллин завоевал себе игрой на органе. Органист рассказывает: «Если скрипач со своей скрипкой может ездить по городам, давать концерты в любых местах, на разных площадках, то для органиста необходимо иметь инструмент, на котором он может заниматься, развиваться, учить новую программу. Поэтому органисты не стремятся посетить какой-то город, они стремятся к конкретному органу. Как только я узнал, что здесь строится орган, я захотел приехать, посмотреть инструмент. Поэтому, даже не зная, где находится Белгород на тот момент, я сразу же согласился приехать сюда работать"[1].
Что еще к этому добавить? Свершилось «обыкновенное чудо»! Слушая игру Т. И. Халиуллина, веришь, что так и должно быть: годы обучения игре на инструменте завершились, всё, ради чего преодолевались препятствия — позади, а впереди — только музыка, которая требует работы, вдохновения и сил. Присоединяясь к аплодисментам слушателей концерта, хочется пожелать молодому органисту благополучия, успехов в его интересной творческой работе, новых музыкальных проектов и незабываемых встреч с белгородскими зрителями! Мы их ждём и будем очень рады каждой встрече!
Список литературы
1. Игнатова В./ Тимур Халлиулин: «Я просто мечтал стать хорошим музыкантом» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: /
openbelgorod.ru/kultura/700.html /. — Загл. с экр.
2. Органный зал Белгородской филармонии — Режим доступа:
muzkarta.info/zal/org…aya/. — Загл. с экр.
О.А. Титова, В.С. Исаев
Белгородский государственный институт искусств и культуры
e-mail: titova-68@mail.ru,
vlad_piano@mail.ru
«AN ORDINARY MIRACLE» OR SOME MILESTONES IN CREATIVE WAYS TIMURHALIULLINA IN BELGOROD REGIONO.A. Titova
V.S. Isaev
Belgorod state university of arts and culture
e-mail: titova-68@mail.ru
vlad_piano@mail.ru
The article discusses some milestones of the creative path of the young organist Timur Khaliullin, whois a laureate of international competitions, a soloist of the Belgorod state Philharmonic society and is actively engaged in educational work to promote organ music in Belgorod
Key words: organ hall, organ music, organist
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХТитова О.А. кандидат педагогических наук, ст. преподаватель кафедры общего фортепиано Белгородского государственного института культуры и искусств
308033, г. Белгород, ул. Королева, 7, Белгородский государственный институт культуры и искусств;
e-mail: titova-68@mail.ru
тел.: 8−908−780−68−49
Исаев Владимир Сергеевич доцент кафедры общего фортепиано Белгородского государственного института культуры и искусств
308033, г. Белгород, ул. Королева, 7, Белгородский государственный институт культуры и искусств;
e-mail:
vlad_piano@mail.ruтел: 8−915−576−70−93