«Однажды в музее…». Танцы покемонов, или в поисках мелодии Орфея

Добавлено 01 февраля 2017 gnesin_press.polina

«ДОМ на Знаменке» — МССМШ им. Гнесиных, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Полина Полянская

28 января в рамках XI Детского фестиваля искусств «Январские вечера» зрители побывали на премьере оперы Ираиды Юсуповой «Однажды в музее…». Подробности — в материале Полины Полянской.

Опера сегодня — не всегда самый востребованный у публики жанр. Театральные условности не придают ей убедительности, а длительное восприятие академических оперных голосов может утомить неподготовленных слушателей. Еще сложнее сделать оперу интересной для детской аудитории.

Опера «Однажды в музее…» появилась в результате совместной работы Отдела музыкальной культуры ГМИИ им. А. С. Пушкина и Центра эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон». Создатели оперы Юлия-Де-Клерк (идея проекта), Ираида Юсупова (музыка), Евгения Лианская (либретто), Анастасия Браудо (музыкальный руководитель проекта, дирижер) и их коллеги пошли на эксперимент с целью увлечь детей оперным представлением, вложив в произведение воспитательную идею и приблизив сюжет к реалиям нашего времени.

Однажды во Всемирном музее искусств мальчик, заигравшись в компьютерную игру, уронил волшебную лиру и был унесен в виртуальную реальность. Чтобы спасти брата, его сестра отправляется в путешествие по музыкальным эпохам в поисках волшебной мелодии Орфея, способной разрушить чары Духа Компьютерной игры.

В путешествии герои оперы знакомятся с историей различных стилей в искусстве, с основами музыкального языка (мелодия, ритм, гармония). В сюжете причудливо соединяются мотивы известных античных мифов (об Орфее и Одиссее), сказок Г. Х. Андерсена («Снежная королева», «Соловей») и средневековых легенд.

Опера «Однажды в музее…» привлекла не только интересным сюжетом и добрым финалом, но и мелодичной музыкой Ираиды Юсуповой в исполнении учащихся МССМШ им. Гнесиных, хора и певцов-солистов, разнообразными костюмами и даже появлением компьютерных «покемонов». Все мужские роли исполнил артистичный баритон Павел Быков. Он великолепно перевоплощался из экскурсовода в представителей разных эпох и вел себя на сцене очень естественно — так же, как и Ника Линингер, сыгравшая сестру заколдованного мальчика. Ученица ДМШ им. В. В. Стасова, Ника прекрасно вжилась в роль, легко, с улыбкой пела и танцевала, не забывая взаимодействовать со зрительным залом.

Во время спектакля группа детей использовала аппликации с рисунками — в качестве декораций к опере. «Мультяшные» изображения героев и мест действия складывались из заранее подготовленных фрагментов и проецировались на большом экране у сцены. В изготовлении рисунков-декораций приняли участие ученики Изостудии ГМИИ имени А. С. Пушкина из мастерских Марии Лукьянцевой, Марии Дрезниной, Натальи Золотовой.

Активности в действии добавили группа юных танцоров в костюмах покемонов и ансамбль старинной музыки «La Campanella» (руководитель — Светлана Шевелева), пригласивший слушателей в мир венецианского карнавала.

Гнесинцы Ульяна Живицкая (флейта), Леонид Сурков (гобой), Алина Воробьева (кларнет), Мария Лундина (скрипка), Анастасия Петрова (виолончель) и Георгий Абросов (фортепиано/клавесин) исполнили музыку к опере безупречно. Театральный формат мероприятия не обошел стороной и ребят — во время «путешествия» в эпоху классицизма им пришлось играть в бутафорских париках.

В финале на сцену радостно выбежал спасенный брат главной героини. Хотя все знали, что это — часть сюжета, момент был очень трогательным.

Оказывается, опера может быть интересна детям XXI века — нужно лишь помнить, что опера — история о том, что волнует и касается всех, это возможность путешествовать во времени и пространстве. Если это учитывать, то из «взрослого» жанра опера может превратиться в интерактивную и захватывающую игру.

Полина Полянская

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору