В Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства открылась выставка «Октябрем по театру: 1917−1927», посвященная эстетической революции на театральной сцене, которая совершалась на протяжении первых десяти лет революции социальной. Программу «Театральный Октябрь» режиссер-новатор Всеволод Мейерхольд объявил, возглавив в 1920 году Театральный отдел Наркомпроса. Новая идеология требовала новой эстетики, и на некоторое время пути русского художественно-театрального авангарда и молодого государства совпали.
Выставка, основанная исключительно на материалах фондов Музея театрального и музыкального искусства, демонстрирует работы современников, учеников, сподвижников и конкурентов Мейерхольда в петроградских-ленинградских театрах 1917−1927 годов. 10 лет революции в театре зафиксированы в фотографиях театрализованных уличных зрелищ, эскизах знаменитых художников-авангардистов, афишах, похожих на политические плакаты. В центре выставки — уникальный опыт музейной реконструкции синтетического представления «Двадцать пятое» по поэме Владимира Маяковского «Хорошо!», поставленного к 10-летию Октябрьской революции в Академическом малом оперном театре (ныне — Михайловском). За два-три месяца создается грандиозная постановка, включавшая оркестр, драматических, оперных и балетных артистов, хор, чтецов-декламаторов, пантомиму, массовку, новаторскую сценографию, 250 винтовок и несколько пулеметов. Премьера состоялась
6 ноября 1927 года.
Редкий случай — в фондах Музея театрального и музыкального искусства сохранился целый комплекс материалов к этому представлению: режиссерский сценарий Николая Смолича, а также почти полный комплект эскизов декораций работы Моисея Левина. Описание «Двадцать пятого» звучит словно рецензия на сегодняшний авангардный спектакль: тут и отказ от традиционной драматургии, и прямое обращение к зрителю через громкоговорители, установленные в зрительном зале (не говоря о пальбе холостыми патронами из зала по сцене), попытка совместить кино (в виде фотопроекций) и объемные движущиеся декорации. Бесценные экспонаты дают представление об одном из самых революционных (и дорогостоящих) опытов в области авангардного театра.
К «Двадцать пятому» вел большой путь. Выставка «Октябрем по театру» расскажет
о самых ярких революционных спектаклях на сценах Петрограда — Ленинграда, представив эскизы Григория Козинцева к «Женитьбе», поставленной в 1922 году Фабрикой эксцентрического актера (ФЭКС), эскизы декораций Леонида Чупятова к балету В. М. Дешевова «Красный вихрь» (ГАТОБ, 1924), эскизы декораций Владимира Щуко к опере А. В. Пащенко «Орлиный бунт» (ГАТОБ, 1925), эскизы учеников Филонова Николая Евграфова и Артура Ляндсберга к «Ревизору» в Театре Дома печати (1927) и многие другие раритеты.
Фотографии массовых зрелищ и площадных действ первых лет революции, сцен из опер «За красный Петроград» (1925) и «В борьбе за коммуну» на музыку «Тоски» Пуччини (1924, МАЛЕГОТ), около 20 афиш и плакатов создают необходимый — и неповторимый — контекст эпохи.
Источник:
www.nstar-spb.ru