Онлайн-журнал «Окно в Москву. Столичные истории и не только»: Материал об открытии проекта «OPUS UNIVERSUM».

Добавлено 11 ноября 2016 notale

Олеся Кравченко (орган), Николай Агеев (кларнет), Международный музыкальный проект OPUS UNIVERSUM, Российский национальный музей музыки, Сергей Полтавский (альт), Сергей Суворов (виолончель), Елена Тарасова (фортепиано)

Концерты OPUS UNIVERSUM: До 23 декабря в Музее им. Глинки слушателей ждёт музыкальная Вселенная.

15 октября в Центральном музее музыкальной культуры имени Глинки открылся Международный музыкальный проект OPUS UNIVERSUM (лат. «опус универсум» — «всеобщий труд», «всеобщее творение», «целая профессия»), он продлится до 23 декабря.

Аншлаг, который собрала первая программа цикла, позволяет говорить о том, что мероприятие относится к ожидаемым и желанным событиям концертного сезона.

Красота, чувство прекрасного, чувство стиля — кстати, последнее определение упоминалось в названии первого концерта — таковы, пожалуй, главные впечатления от первой встречи с этой Вселенной музыки.

С расписанием концертов Opus Universum можно ознакомиться здесь.

Анна Янчишина (скрипка), Елена Тарасова (фортепиано; автор идеи и художественный руководитель проекта Opus Universum) и Сергей Суворов (виолончель).

Проект OPUS UNIVERSUM, безусловно, красив.

Его красота берет свое начало из стройной архитектуры цикла программ, глубины идеи и атмосферы концертного зала, как нельзя лучше отвечающего этой идее, из мягкого, приглушенного света, создающего магическое ощущение доверительного общения артистов и слушателей, нашего, зрительского, присутствия при очень важном событии.

Елена Тарасова (фортепиано) и Мирослава Фльорчак (сопрано).

Красота эта находит продолжение в изяществе артистов, отточенности сценического движения, каждое из которых продиктовано лишь движением души, образом, исполняемой музыкой, и ничем иным…

Нет желания произвести внешний эффект, но есть чувство безукоризненного стиля, чувство настоящего.

Есть своё особое мировоззрение, есть подлинная жизнь на сцене, наполненная подлинными чувствами и глубокими идеями, естественность музыкального высказывания.

Есть подчеркнутая внешняя отрешенность артистов и необычайно интенсивная жизнь души, ее монолог, выраженный в звуке.

Сергей Полтавский (альт).

Сергей Полтавский (альт), Елена Тарасова (фортепиано), Николай Агеев (кларнет).

Анна Янчишина (скрипка).

Возможно, это чувство истинного появляется потому, что проект OPUS UNIVERSUM создают люди с единым взглядом на мир.

Это молодые артисты, лауреаты международных конкурсов, сочетающие активную исполнительскую деятельность на российских и зарубежных концертных площадках с плодотворной преподавательской работой.

Этот проект для них — время творческого счастья, концерт — форма беседы, а профессия — образ жизни и мысли.

На официальных страницах OPUS UNIVERSUM в социальных сетях и на видеоканале проекта часто появляются видеорепортажи о том, что обычно остаётся для зрителя за кулисами.

Это, прежде всего, небольшие зарисовки с репетиций, эпизоды общения музыкантов в процессе работы — этого удивительного творческого общения, в котором они, без сомнения, счастливы.

В течение первого вечера слушатели вместе с исполнителями совершили путешествие из эпохи барокко в эпоху классицизма, на сцене прозвучали сочинения для струнных и духовых инструментов, органа, фортепиано.

Открыла концерт Мирослава Фльорчак (сопрано), блестяще выступив с арией «Ich folge dir gleichfalls…» из оратории И. С. Баха «Страсти по Иоанну».

Мирослава Фльорчак (сопрано).

Обращение Олеси Кравченко (орган) к творчеству этого великого композитора позволило слушателям проникнуться торжественностью его хоральных прелюдий «Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ» BWV 639, «Wachet auf, ruft uns die Stimme» BWV 645, «Nun komm' der Heiden Heiland» BWV 659–661 и партиты «Sei gegrüsset, Jesu gütig» BWV 768.

Олеся Кравченко (орган).

Живой отклик зала вызвало вдохновенное исполнение Николаем Агеевым (кларнет), Сергеем Полтавским (альт) и Еленой Тарасовой (фортепиано) музыки В. А. Моцарта — выразительного Kegelstatt-трио для кларнета, альта и фортепиано.

Сергей Полтавский (альт), Елена Тарасова (фортепиано).

Николай Агеев (кларнет).

Прекрасным завершением программы стало эффектно сыгранное Анной Янчишиной (скрипка), Сергеем Суворовым (виолончель) и Еленой Тарасовой (фортепиано) сочинение Л. ван Бетховена — 10 вариаций на тему песни Мюллера «Ich bin der Schneider Kakadu» op.121a для скрипки, виолончели и фортепиано.

Важные штрихи к программе добавил рассказ ведущей концерта Натальи Даль.

Сергей Суворов (виолончель).

Наталья Даль, ведущая концерта.

Под впечатлением этого концерта хотелось поговорить с артистами на философские темы.

К примеру, о том, каким видят этот мир молодые музыканты, что им хотелось бы привнести в жизнь социума, и чего, по мнению творческих людей, в нем сейчас не хватает?

Анна ЯНЧИШИНА (скрипка):

«Мне кажется, в последнее время вокруг нас стало гораздо больше прагматизма. „Уход“ от реальных эмоций обусловлен невероятным количеством информации и цифровых технологий вокруг.

Все меньше людей способны остановить безумную круговерть событий и хоть на мгновение погрузиться в себя настоящего, живого; просто посмотреть на дерево за окном, послушать звук дождя, попытаться расслышать внутреннее „я“…

Для музыканта, исполнителя такие моменты важны вдвойне, ведь мы проводники между эпохами, связующие нити между композитором и его слушателями, а их могут разделять сотни лет, и для воспроизведения идеи автора необходимо, помимо определенных исторических, энциклопедических и стилистический знаний, уметь различать характеры и настроения, чтобы человек, пришедший на концерт мог получить именно это — подлинную живую эмоцию».

Сергей СУВОРОВ (виолончель):

«Мне кажется, в наше время более актуален вопрос не о том, чего не хватает социуму, а о том, что в нём лишнее.

Сознание современного человека всё больше программируется на „инновации“, и эта установка в конце концов приводит к тому, что под сомнение ставятся даже те морально-этические ценности, которые оставались незыблемы в течение столетий…»

Олеся КРАВЧЕНКО (орган):

«В жизни общества в наши дни отсутствует время на созерцание этого мира, на его познание. Не секрет, что мы постоянно куда-то бежим, испытываем непрекращающееся желание чего-то достичь, увидеть…

Я уверена, что именно музыка способна остановить человека в этой бесконечной погоне за эфемерными целями, погрузить его на несколько часов в состояние созерцания, заставить заглянуть в свой внутренний мир.

А органная музыка — с ее особой философией, религиозностью в своей основе, ведь в ней как в никакой другой инструментальной музыке чувствуется связь творца и человека — выполняет эти задачи и погружает слушателя в состояние медитации.

Каждый раз после игры на органе, будь то репетиция или концерт, я испытываю облегчение, отдыхаю от суеты, надеюсь, сбрасываю с себя напускное и ненужное. И я очень хочу, чтобы слушатели, приходящие на органные концерты, испытывали похожие ощущения.

Есть еще одна проблема, о которой хотелось бы сказать — стремление организаторов концертов классической музыки любой ценой создать „что-то современное, актуальное“, в чем должны обязательно присутствовать так называемые action, performance, show

Думаю, что этим самым мы обижаем нашу публику, априори подчеркивая, что она не способна слушать музыку в первозданном виде, без привлечения картинок и действия. Я уверена, что люди нуждаются в классической музыке, в ее глубине и красоте.

Поэтому я надеюсь, что проектов, подобных OPUS UNIVERSUM в будущем станет больше, и публика будет так же активно их посещать как в этом году!»

Мирослава ФЛЬОРЧАК (сопрано):

«Не хватает времени. Точнее, правильного его распределения. Это касается всех, и меня в том числе.

Мы слишком привыкли торопиться, „экономить время“, а это влияет на наше внутреннее состояние, духовную жизнь, без которой человек уже не человек…

А концерт или спектакль — это всегда „остановка“. Приходится занять место в зале и просидеть час или два, что-то послушать, задуматься.

Очень хочется, чтобы люди не просто отключались от обыденной жизни, но еще имели возможность о чем-то своем вспомнить, что-то осмыслить…»

Елена ТАРАСОВА, автор идеи и художественный руководитель проекта OPUS UNIVERSUM:

«Мы намеренно отказываемся от большого текстового сопровождения наших программ и даем лишь небольшие ориентиры в пространстве той или иной эпохи.

Сегодня, когда мы все перегружены информацией, мне кажется особенно важным напомнить о том, что каждый из нас умеет чувствовать.

Подчас ощущение недостатка информации мешает нам подойти к нашим личным открытиям в сфере искусства, мы боимся неудачной встречи с ним.

И забываем, что есть иной способ восприятия — возможно, самый подлинный. Это наши чувства.

Знания, как и глубинные научные исследования, происходят из интереса, который сообщают нам чувства.

Можно научиться чувствовать, воспринимать прекрасное, только соприкасаясь с ним — причем, всегда в оригинале, всегда в подлиннике, а не в репродукции или в записи. Да, через знание можно понять, но не стоит отрицать понимание через чувство.

…Мне не хочется называть OPUS UNIVERSUM циклом концертов. Скорее, это цикл наших встреч со слушателями, это время нашего со-творчества, со-единения.

Это обращение к биографиям людей, которые жили в другие времена и эпохи — вернее, обращение к звуковым мирам, которые хранят множество личных переживаний, философских размышлений, мимолетных, но ярких впечатлений — ведь любой шедевр, в той или иной степени, автобиографичен…

В нашем проекте есть много важных идей, важных, прежде всего, для нас самих, но я верю в то, что это станет важным и для наших слушателей — в том числе, идея Марселя Пруста об обретении времени через обращение к прекрасному.

Воплощение большой задачи предполагает глубокую творческую работу со стороны артистов и производит глубокое впечатление на слушателя. И, что замечательно, каждый услышит музыку по-своему…».

Диалоги с артистами проекта на языке музыки продолжатся в рамках проекта OPUS UNIVERSUM в ноябре и декабре в Центральном музее музыкальной культуры имени Глинки.

Заявлены еще пять прекрасных программ, посвященных различным эпохам и направлениям.

Следите за новостями проекта на официальном сайте: www.opus-universum.com

Текст: Ирина Арсентьева

Фото: Эмиль Матвеев, Анна Завьялова
oknovmoskvu.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору