Опера-балет, или чем Владивостоку обернулся кукиш губернатора

Добавлено 04 марта 2015 Musician

Роман Моисеев (дирижер)

C Валентиной Кудряшовой беседовала Матрена Ефимова.

В конце прошлого года «МД» начал разговор, как мы сами определили в редакции, на неожиданную тему — о строительстве в Хабаровске оперного театра. Узнав из мировой сети об идее московского дирижера Романа Моисеева, мы решили поделиться ею с хабаровчанами. И, оказалось, существование Театра оперы и балета в Хабаровске поддерживают немало известных людей.

О строительстве Хабаровского театра оперы и балета

Валентина Кудряшова — главный редактор журнала «Сообщества и альянсы на муниципальном уровне», психолог, член общественного совета некоммерческих организаций при Губернаторе Хабаровского края, подняла эту тему на недавней ежегодной пресс-конференции Губернатора. Сегодня свое мнение о развитии культуры в крае Валентина Кудряшова выражает на страницах нашего еженедельника.

— На пресс-конференции Вячеслава Шпорта прозвучало много вопросов и все они, по сути, были об одном — о социально-экономическом развитии Хабаровского края, от том, на чем можно экономить и как уменьшить расходы бюджета. Ваш вопрос буквально «выстрелил», хотя и был про культуру. Уже в студии чувствовался резонанс: говорим, как жить будем, а тут о музыке и опере. И дальше больше: об открытии в Хабаровске консерватории и строительстве Театра оперы и балета.

— Вопрос о строительстве театра это тоже вопрос социально-экономического развития и интересен такой факт: когда люди попадают в сложную финансовую ситуацию, они, как показывают исследования, начинают думать о том, как уменьшить расходы, хотя, чтобы выйти из кризиса нужно думать о том, как и за счёт чего увеличить доходы.

К сожалению, пока в России культурные объекты еще не воспринимаются потенциальными инвесторами как прибыльные заведения, хотя культурный уровень населения высок, и вполне можно было бы развивать данное направление. А идеи строительства нового театра или серьезной реконструкции старого здания регулярно посещают головы общественности и российских губернаторов. Нужно сказать, что идее строительства в Хабаровске театра и консерватории уже больше 60 лет и её осуществление вполне реально.

Реконструкция Большого театра в Москве подтолкнула федеральные власти к мысли создать государственный фонд, основной задачей которого — реконструкция и развитие отечественных театров. Эту идею поддержал Владимир Путин. Уже в бюджете на 2012 год было запланировано 8,5 млрд руб. на реконструкцию отечественных театров. Однако прежде всего эти деньги были предусмотрены на третью очередь Большого театра, Александринский театр, Большой драмтеатр имени Товстоногова и вторую сцену Мариинского театра. Нужно понимать, что главное условие федералов — софинансирование и сегодня есть примеры, когда федеральные власти софинансируют строительство и реконструкцию культурных объектов.

Театры в регионах реконструируются и строятся новые. Строительство в регионах новых театров, как правило, становится настоящим событием. Таким событием было открытие театра оперы и балета во Владивостоке.

О том, что соседнему Приморью нужен свой театр оперы и балета, говорили в крае при всех властях. Профессор и декан музыкального факультета Академии искусств (ДВГАИ) Феликс Кальман рассказывал «Русской планете», что в начале нулевых к губернатору Сергею Дарькину на прием пришли известные музыканты города. Они подробно рассказали о бедственном положении Приморского симфонического оркестра. Говорили и о том, что городу очень нужен свой музыкальный театр.

— Выслушав нас, Губернатор сложил на двух руках пальцы в фиги, сказав при этом: «Вот вам, а не театр!», — вспоминает деятель искусства.

Но несмотря на губернаторский кукиш, Театр оперы и балета во Владивостоке теперь все-таки есть и билетов на его спектакли не достать.

Вячеслав Иванович Шпорт, в отличии от Сергея Дарькина проявил интерес к вопросу о строительстве театра. Завязалась беседа, фабулой которой стали обнадеживающие слова губернатора края: «Мы можем построить — это для нас не проблема, у нас есть силы и средства».

Нужно сказать что в крае уже который год реализуется программа поддержки некоммерческих организаций и инициатив и эта программа идет уже приносит свои дивиденды, показывает инновационные направления. Правительство впервые наладило замечательные отношения с нашей культурной столицей Санкт-Петербургом и к нам в Хабаровск стали приезжать из этого города артисты и режиссёры, в частности, артисты театра оперы и режиссер Александров. Это очень здорово!

Теперь необходимо чтобы в нашем крае развивались еще и свои инициативы в области культуры.

А если говорить о временах, то «Времена не выбирают…». В нашей стране всегда непростые времена, но смогли же в 1935 году в Новосибирске построить оперный театр. Осуществление идеи строительства оперного театра в Хабаровске очень вдохновит и жителей Хабаровского края, и культурную общественность России.

Как известно, государство начинает выкарабкиваться из кризиса, развивая именно культуру, а самые значимые события в искусстве и культуре происходит именно в непростые времена и создание именно в это время в Хабаровске Театра оперы и балета стало бы волевым, целесообразным и умным шагом.

— Что даст строительство нового театра краю и городу?

Что же даст это городу, краю и дальневосточному региону? Вполне очевидно, что в основе благополучия общества лежат три основных направления — это его социальное благосостояние, здоровье и культурное развитие. Хабаровский краевой театр оперы и балета, концертные залы и само здание видятся, как новое и инновационное в российской практике явление, что в значительной части усилит привлекательность Хабаровского края, как культурно-туристического центра на Дальнем Востоке России, о чем неоднократно говорил Губернатор Хабаровского края В. И. Шпорт. Сама идея уже поддержана многими известными музыкантами и общественными деятелями, жителями Хабаровска и других регионов нашей страны и ближнего зарубежья, что неоднократно отмечалось в Хабаровских средствах массовой информации. Только инновационные проекты сегодня способны повлиять на выход из кризиса.

— В чём Вы видите инновационность?

— Хабаровский театр оперы и балета может стать третьим в дальневосточном регионе после Приморского театра оперы и балета и Государственного театра оперы и балета Республики Саха (Якутия).

Театр может отличаться, прежде всего, своей многофункциональностью — не только творческой, но и бизнес составляющей. Хабаровску давно необходим большой и в тоже время, мобильный культурно-деловой и музыкально-театральный комплекс.

В свое время обсуждался проект строительства бизнес-центра и выставочных залов. Этот проект должен был быть построен за Академией государственной службы. Но что-то не сложилось, а Хабаровск как столица Дальневосточного федерального округа, как точка пересечения интересов стран АТР и России так и остался без площадей.

Учитывая особенности функционирования в России государственных учреждений культуры, в ближайшее время возможно было бы разработать инновационный проект, сочетающийся с различными видами инфраструктуры и включающий 4 зала и бизнес центр. Большой концертный зал на 2000−2500 мест для проведения концертов и фестивалей симфонической, народной и эстрадной музыки и других наиболее значительных краевых и городских мероприятий на самом высоком уровне. В нем со временем возможно построить настоящий орган. В театральном зале до 1200 мест будут проходить оперные и балетные спектакли. Малый зал до 500 мест можно спланировать для камерных концертов и театрально — драматических постановок. Четвертым может стать кинозал.

Для наиболее продуктивного функционирования при строительстве театрального комплекса возможно учесть интересы бизнеса и наличие офисных помещений, банкетного зала и ресторана, магазина и подземной многоуровневой автостоянкой.

Привлечение частного капитала, это прекрасная возможность если будет четкое и ясное понимание, как капитал будет возвращаться. Возможно, за право участия в финансировании театра бизнес получит преференции и льготы где-то в другой деятельности, ведь театр — это имиджевый проект и для края, города, и для инвестора. Участие в его строительстве — это пиар. Причем пиар высококультурный, можно сказать, классический. Так что найти участников, я думаю, вполне возможно. И нужно понимать что проект потребует эффективных управленческих решений: Необходима очень тонкая и непростая работа по условиям вхождения. И в этом случае необходимо отработать законодательную базу относительно государственно-частного партнерства, которая способствовала бы развитию проектов государственно-частного партнерства в сфере строительства объектов культуры.

Если рассматривать проект нового театра оперы и балета как многофункциональный объект одновременно пригодный и для театральных выступлений, и для музыкальных концертов, то в этом случае потенциально он может быть коммерчески интересным. Однако привлечение частных инвестиций в подобные проекты — задача требующая грамотного системного подхода.

Подобный опыт слияния театрально-культурного и бизнес сообщества при участии крупного регионального капитала и Правительства, создание Попечительного совета — это очень важная и заслуживающая серьезного внимания тема. Ее продвижение станет одной из возможностей в новых экономических условиях способствовать дальнейшему культурному развитию и поднятию уровня жизни граждан, привлечению в Хабаровский край дополнительных инвестиций и закреплению населения, подтвердив тем самым важность и нужность инициативы.

В оперно-балетной части театрального комплекса уникальными могут стать не только машинерия, разноуровневая оркестровая яма, но и вместительная сцена, репетиционные и гримерные помещения для артистов оперы, балета, смешанного и детского хора, симфонического оркестра театра, звук с новейшими акустическими решениями и самое главное — вместительный, комфортный зрительный зал.

Театральное искусство в Хабаровском крае постоянно развивается и думаю, было бы уместно в здании театрально-концертного и бизнес комплекса выделить помещение для единых театральных художественно-производственных мастерских города Хабаровска. Такая попытка уже была при объединении театра музыкальной комедии и театра Драмы.

Необходимый творческий коллектив для Театра оперы и балета — это оркестр, хор, оперная и балетная труппы, персонал. В его составе могут работать не только жители Хабаровска и близ лежащих регионов. Вполне обоснованным станет приглашение музыкантов и артистов из России, Украины, Китая, Южной Кореи и Японии и других регионов.

- Значит, построить театр — это решаемая задача?

Конечно, решаемая. На пресс-конференции, Губернатор В. И. Шпорт сказал: «Мы построили Дворец спорта для хоккея с мячом, где сегодня идёт, кстати, чемпионат мира по хоккею. Он стоил 5.5 миллиардов и построили его за краевые деньги. Поэтому если назрела сегодня такая необходимость, а я думаю, нас таки должно поддержать Министерство культуры России. Если мы поработаем сегодня хорошо, мы найдём варианты. Я считаю, что это решаемая задача. Я этот вопрос, кстати, уже поднимал, правда, перед бывшим министром культуры России, когда он к нам приезжал. Теперь министр господин Мединский и мы перед ним этот вопрос поставим. Предложение хорошее, принимается».

Остается надеяться, что в 2015 году Правительство Хабаровского края рассмотрит возможность включения в бюджет будущего финансового года расходов на разработку проектно-сметной документации и подготовку земельного участка. Уже в ближайшее время можно начать формирование основных творческих коллективов Хабаровского краевого театра оперы и балета.

«Молодой Дальневосточник» № 9, 4 — 11 марта 2015 г.

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. Елизавета -Новосибирск, 10 июня 2015:

    Да , я присоединяюсь к решению -открытия в Хабаровске театра Оперы и Балета .

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору