Международный музыкальный проект «Opus Universum», успешно прошедший в прошлом концертном сезоне в Центральном музее музыкальной культуры имени Глинки, вновь вернулся к своей аудитории, предложив новый цикл программ (
15 февраля — 30 апреля 2018). Презрев жанровые границы, артисты проекта работают в сложном синтезе искусств, экспериментируя в формах и жанрах, но оставаясь при этом в строгом почитании высокого искусства. Проект объединяет исполнителей, своеобразным кредо каждого из которых могла бы стать фраза актера и театрального режиссера Юозаса Мильтиниса: «Не ищите в искусстве новое, ищите вечное».
Обращение к вечному — и потому всегда новому — предполагает глубокий духовный поиск и смелость творческих решений; «целая профессия» является образом жизни. В этом сезоне руководители проекта намеренно отказываются от высоких сцен, возводящих в той или иной мере преграды в диалоге со зрителем, и вовлекают зрителей в пространство творчества, воплощая таким образом идею проекта, заключенную в его названии — «Opus Universum» (лат. «опус универсум» — «всеобщий труд», «всеобщее творение», «целая профессия»).
Рассказывает исполнительный продюсер проекта, журналист Екатерина Гоголева:
«Мы давно стремились к тому, чтобы сделать наши проекты не просто музыкальными, а являющими собой синтез различных видов искусства. Первыми попытками в этом направлении было включение в программу Первого молодежного музыкального фестиваля „Русские вечера“ (2011) специального концерта-лекции о жизни и творчестве московского художника
А.Д. Тихомирова (1916−1995), создавшего цикл произведений под впечатлением от балета И. Стравинского „Петрушка“; а также литературно-музыкальная композиция „Волшебный мир Э.Т. А. Гофмана, или Сказка длиною в жизнь“ (2012), в которой приняли участие актеры Театра им. Е. Б. Вахтангова и юные музыканты — лауреаты премии „Русские вечера. Новое поколение“. Отдельный проект, автором и вдохновителем которого, как и всех предыдущих, была
Елена Тарасова, — „В поисках Красоты. Experimentum“ (2014). Это был эксперимент, сочетавший в себе использование мультимедийных технологий, художественное чтение и исполнение произведений одного из самых интересных композиторов современности —
Павла Карманова.
Все эти попытки синтеза искусств имели успех у широкой аудитории и вдохновляли музыкантов на новый творческий поиск. Здесь важно отметить, что в программах проектов всегда были и есть малоизвестные или редко исполняемые произведения, что не только обогащает музыкальную часть, но и ставит проекты в ряд неординарных, а синтез искусств, присутствующий в той или иной степени, позволяет существенно расширить границы творческого диапазона.
Первый „Opus Universum“ (2016/2017) был музыкальным проектом, однако одновременно с освещением концертов на сайте и в прессе мы транслировали в Сети видеосъемки репетиций, желая ввести наших слушателей в закулисье профессии музыканта, представить им полную картину напряженной, многотрудной жизни исполнителя, которую большинство видит в свете софитов и шуме аплодисментов. И получили немало откликов заинтересованных слушателей, следивших за ходом проекта.
В OPUS 2 реализовались наши мечты и стремления. Здесь и акустический спектакль „Звуковые иллюзии. Коллаж“, пронизанный колокольными звонами; и моноспектакль
Александра Лимина „Бетховен. Кредо современного оптимиста“, литературная основа которого — эссе известного современного писателя и драматурга Э.-Э. Шмитта; и новый эксперимент в жанре „концерт“ — „Музыка к воображаемому спектаклю“; и музыкальный спектакль „Три возраста Казановы“ по пьесам Марины Цветаевой.
Радует, что в наших проектах стремятся участвовать многие исполнители. Впрочем, я думаю, что имя Елены Тарасовой, автора и художественного руководителя проектов, стало уже своеобразным брендом в музыкальном мире. Исполнители знают, что участие в ее проектах обещает трудную, напряженную работу, огромные затраты энергии, но удовлетворение от работы в процессе подготовки, радость сотворчества будут неизмеримо больше».
* * *
Программы Второго международного музыкального проекта «Opus Universum» проходят преимущественно в Доме-музее Марины Цветаевой. Два события из семи отданы Артистическому центру «Yamaha» и Зеркальному залу Государственного института искусствознания.
Первым экспериментом нового «Opus Universum» стало превращение сольной фортепианной программы в концепцию акустического спектакля (15 февраля, открытие проекта, акустический спектакль Елены Тарасовой «
Звуковые иллюзии. Коллаж») — концепцию, вмещающую в себя многочисленные параллели и внестилевые линии, но исключающую прерывающие ее единство аплодисменты на протяжении всего спектакля продолжительностью чуть более часа.
Во втором концерте цикла (1 марта, Артистический центр «Yamaha», программа
Валерии Есауленко и Елены Тарасовой «
Диалоги»), традиционном в своем формате, прозвучали не только оригинальные сочинения В. А. Моцарта и Э. Грига, но и редко исполняемый стилистический эксперимент — сонаты Моцарта для фортепиано соло в версиях Грига для двух фортепиано. Оставив тексты венского классика неизменными, композитор-романтик добавил к ним партию второго фортепиано.
Сейчас артисты «Opus Universum» на пороге третьей программы цикла.
14 марта в Доме-музее Марины Цветаевой состоится моноспектакль Александра Лимина «
Бетховен. Кредо современного оптимиста».
Выпускник Театрального института имени Б. Щукина (курс Римаса Туминаса и Нины Дворжецкой), актер Театра Олега Табакова, Александр Лимин работает в «Opus Universum» над тремя программами, в каждой из которых он — и режиссер, и актер. «Бетховен. Кредо современного оптимиста» — это спектакль-размышление, спектакль — импульс к новым размышлениям о смысле жизни и творчества, поиске равновесия в нашем мире и обретении простых ответов на сложные философские вопросы.
Александр Лимин ответил Belcanto.ru на несколько вопросов.
— Александр, каким видит мир режиссер?— Каким видит его режиссер, я не знаю. Могу сказать, каким его вижу я. Мир прекрасен, он потрясающий — и много какой ещё! При этом он жесток, во многом несправедлив… Он разный. И видишь его каждый день по-разному. Но каждый день он интересный, неожиданный, и каждый день он удивляет.
— Чего, на ваш взгляд, не хватает этому миру?— Мне кажется, сейчас ему не хватает честности и открытости. Вернее, не ему — не миру, а людям в этом мире. Очень многие сейчас прикрыты некой маской. Это грустно. Мне неинтересно общаться с манекенами, я хочу с людьми разговаривать. Узнавать их, понимать, принимать или нет, сообщать о себе, обмениваться эмоциями…
— Что значит для вас театр?— Я действительно театр очень люблю, он мне безумно интересен. Я радуюсь до щенячьего восторга, когда смотрю хорошие работы. Очень болезненно и трепетно отношусь к театру.
— К чему вы стремитесь в профессии?— К честности.
— Какими личностными качествами, на ваш взгляд, должен обладать актер?— Очень многими. Но на первом месте, наверное, безумным желанием. Желанием жить, пробовать, фантазировать, ошибаться, познавать… А ещё очень подвижной и одновременно очень устойчивой психикой.
* * *
В мартовском расписании «Opus Universum» за моноспектаклем Александра Лимина следуют две монографические программы. Это юбилейные приношения к 185-летию со дня рождения Й. Брамса и к 145-летию со дня рождения С. Рахманинова. Далее — вновь пространство эксперимента.
Одной из важнейших программ в концепции проекта организаторы называют пятое событие цикла, которое носит название «
Музыка к воображаемому спектаклю» (
16 апреля). Это эксперимент в жанре «концерт», где музыке принадлежит ведущая роль, а структура спектакля намечена лишь штрихами. Литературной основой станет поэзия Бориса Пастернака. В концертном исполнении прозвучат сочинения Ф. Шопена, А. Скрябина, а также соната Бориса Пастернака. Организаторы не раскрывают тайны замысла, но обещают хрупкую и очень красивую историю.
Завершением проекта станет
музыкальный спектакль «Три возраста Казановы» по пьесам Марины Цветаевой. Этот спектакль был создан к 125-летию со дня рождения Марины Цветаевой в рамках проекта Мемориальной квартиры Святослава Рихтера «Литературно-музыкальная гостиная». Премьерное исполнение состоялось 8 октября 2016 года. Постановка осуществлена при поддержке Фонда культурных и образовательных программ «Открытое море». Работа над этим спектаклем велась год для исполнения его единожды, но сложившаяся история не отпустила ее участников.
30 апреля состоится второй показ этого спектакля; он будет сыгран в доме, в котором Марина Цветаева написала пьесы о Казанове. Особая и прекрасная страница этой истории — музыка, созданная композитором Алексеем Курбатовым.
www.belcanto.ru/18031201.html