13 ноября в «Доме на Знаменке» провел мастер-классы и выступил с концертом немецкий органист Кристофер Альман. Подробности, а также интервью с исполнителем — в материале Полины Полянской.
Кристофер Альман — доктор музыкальных искусств, профессор, магистр богословия, пастор Лютеранской церкви Миссури-Синода (США). Музыкант специализируется в области барочного органного исполнительства, импровизации, литургики и теологии. Предметом его особого научного и профессионального интереса являются практика исполнения барочной музыки, приходское пение, импровизация, а также историческое развитие и музыкальное сопровождение христианских обрядов.
Концерт Альмана в «Доме на Знаменке» был приурочен к 330-летию со дня рождения И. С. Баха. В программе прозвучали сочинения Баха для органа соло. После выступления гость Гнесинской школы согласился дать небольшое интервью, в котором рассказал о правильном отношении к ошибкам, искусстве импровизации и обо многом другом.
Кристофер, как Вы думаете, может ли каждый человек обнаружить для себя нечто близкое и важное в музыке Баха?Его музыка действует на людей по-разному. Кого-то может привлекать музыкальная тема, кого-то — концепция, качество ее воплощения. Я часто исполняю его сочинения и заметил, что Бах, как никто другой, оказывает на слушателей благоприятное воздействие.
Думаю, одна из главных причин того, что его творчество получило признание во всем мире, заключается в синтетичности стиля композитора. В нем неожиданным образом сочетаются влияния раннего итальянского Ренессанса, французского классицизма, раннего барокко северной Германии.
Стоит ли слушателю всегда готовиться к концертам классической музыки, то есть знакомиться с историей произведений, особенностями стилей и эпох?Да, это не может навредить. Чем лучше ты информирован — об истории, стиле, культуре и так далее, тем больше ты ценишь музыку.
Как Вы оцениваете успешность Ваших концертов?По обратной связи. Мне важно не услышать «Все было хорошо» или «Здесь можно было сделать так…», а побудить людей задавать мне вопросы, которые могут иметь и не иметь отношение к моему выступлению. Иногда меня спрашивают о том, что никак не связано с музыкой. Не знаю, может быть, это потому, что я — пастор, или потому что благодаря музыке человек задумался о чем-то глубоко его волнующем. Она может повести наши мысли по совершенно непредсказуемому пути — например, объединить общими стремлениями незнакомых людей.
Скажите, Вы волнуетесь перед выступлениями?Раньше я чувствовал стресс, но игра на инструменте как раз помогала мне расслабиться. Теперь я гораздо более спокоен, и если не уверен полностью в готовности к выступлению, то дополнительно повторяю программу в течение 30–60 минут и делаю перерыв около 20 минут перед выходом на сцену. В это время я, как правило, разговариваю с кем-нибудь и смотрю на заполняющийся зрительный зал.
Что Вы думаете об ошибках? Как к ним относиться?Бывают неточности. Если их очень много, значит, нужно больше заниматься. Но ошибки — это необязательно следствие плохой подготовки. Они могут появиться неожиданно, их нужно принять и импровизировать. С помощью импровизации каждая ошибка может превратиться в нечто прекрасное и помогает нам расти.
Какие 3 совета Вы дали бы учащимся нашей школы для развития навыка импровизации?Рад, что Вы задали этот вопрос и назвали именно число «3». Их у меня как раз три. Во-первых, повторение — даже если вы сыграли что-то невпопад, повторите это. Так вы освободитесь от страха ошибиться и поймете, что только сам импровизатор придумывает правила. Во-вторых, варьирование — мажорная или минорная гаммы, разные ритмы и так далее. И в-третьих, контраст — например, чередуйте диатонику и хроматику.
Кристофер, что Вы скажете по поводу нашего нового органа?Это приятный инструмент с очень деликатным звучанием.
Автор — Полина Полянская