Органист Тимур Халиуллин: я люблю играть по ночам

Добавлено 18 декабря 2012 Тимур Халиуллин

Сумская филармония, Белгородская филармония, Органный зал Белгородской филармонии, Тимур Халиуллин (карильон, клавесин, орган)

Талантливый 25-летний музыкант рассказал читателям "Полезной газеты" о волшебном инструменте органе и поделился секретами своего искусства.

Фото: Елисей Юрковский
Текст: Анастасия Васильева

Год назад, 15 декабря, Белгород впервые услышал орган. В этот удивительный, самый большой из всех музыкальных инструментов, успели влюбиться сотни белгородцев. Первой в органном зале Белгородской государственной филармонии прозвучала знаменитая пьеса Иоганна Себастьяна Баха Токката и фуга ре-минор. С тех пор эта великая вещь, которую называют символом органной музыки, игралась здесь более ста двадцати раз. Весь год это и многие другие произведения исполнял органист Тимур Халиуллин. Накануне первой годовщины звучания органной музыки в Белгороде Тимур дал нашей газете эксклюзивное интервью.

- В Белгороде живуровно год. До этого - ни разу тут не был, - рассказывает Тимур. - В первый раз приехал сюда к открытию, с большими сомнениями. Переезжать из Петербурга в небольшой город было немного страшно. Но, оказалось, здесь такая культура! Сюда приезжают теперь солисты из Москвы и Петербурга и не могут поверить, что такое место есть в России. Здесь культура - это не просто модно, это как что-то само собой разумеющееся. Никого на концерты ходить заставлять не надо - залы всегда полные.

- Каким образом вы оказались в Белгороде?

- Я учился у Даниэля Зарецкого, заслуженного артиста России, профессора Санкт-Петербургского университета и консерватории. Благодаря ему я здесь, в Белгороде. Он меня и порекомендовал, когда директор Белгородской филармонии Иван Трунов искал музыканта, и я как раз был выпускником. А сам я родился в Ижевске, там - все мои корни.


- За счёт того, что в России совсем немного костёлов и органных залов, ваша профессия большая редкость?

- Она не такая распространённая и за рубежом, и при этом всегда с каким-то налётом мистики (улыбается). Хотя видите - никакой мистики, на мне нет никакой чёрной рясы. Все мы такие же простые люди: я люблю на роликах, на велосипеде погонять после исполнения высокой музыки Баха, например.

- Но всё же есть в органе что-то волшебное, не напрасно же он производит на людей такое впечатление?

- Видимо, есть, потому что звук органа проникает в какие-то глубины... Акустическая или психофизическая это особенность, не поймёшь так просто...

- Какова разница между церковной и филармонической игрой на органе?

- Разница есть. Существуют даже два направления в исполнительстве. Специально учат на церковных органистов и концертных. Но концертный органист это более широкое понятие. Концертный органист должен уметь сыграть всё.

- Самим вам приходилось играть в католических церквях на органе?

- Конечно, это входит в программу обучения любого органиста, ведь церкви в Европе - основное место, где живёт органная культура. Что интересно, там нет как-таковых филармоний и органных залов. Органные залы - это, скорее, черта неевропейских стран, России в частности. В Европе же каждая церковь имеет свой орган и органиста, а вход на органные концерты, как правило, бесплатный. Так в одном городе может быть до ста органистов!

- А у нас - вы один.

- Более того, в Белгороде один единственный орган на всё Черноземье! Сюда приезжают послушать музыку из Воронежа, Орла, Курска и даже из Харькова. Южнее Белгорода в России органных залов больше нет. Это очень важный момент, который влияет на концертную жизнь филармонии, делая её невероятно насыщенной. Может быть, временами даже чересчур. Так, например, в октябре было более 20 концертов, а это не так-то просто, скажу вам честно.

- У вас, наверное, совсем мало свободного времени, всё занимают концерты, репетиции?

- Свободного времени у меня нет, потому что у меня нет работы: я просто занимаюсь тем делом, которое очень люблю. Если уж появляется свободное время, я трачу его на ролики, на велосипед! Я объездил уже всеь город

- Может быть, вы видели во время поездок: в Белгороде сохранилось старинное здание костёла, не очень далеко, кстати, от здания филармонии. Оно маленькое и вряд ли в нём можно установить когда-нибудь орган, конечно...

- Я слышал о костёле, но пока ещё не видел. Если маленькое, то большой орган там, конечно, трудно представить. Всё-таки органу нужны высокие своды.

- Я знаю, что вы играете ещё и музыку собственного сочинения.

- Да. Здесь я испонял, например, свою Токкату для педалей соло. В этой пьесе я пытался доказать, что педальная клавиатура - одна из основных частей органа, которая может быть самодомтаточной. В игре используются только ноги, руки не участвуют. С помощью регистровых комбинаций, техники, специальных плотно облегающих ногу ботинок с каблуком, можно достичь эффекта,будто играют несколько ног, рук.

- Значит это ваша профессия повлияла на выбор видов спорта: велосипед, ролики?

- Да, в этом есть прямая связь. Потому что органисту необходимо быть выносливым и ловким, иметь гибкие и сильные ноги.

- в 60-е годы многие западные рок-музыканты использовали орган в своих записях, а вы не пробовали экспериментировать в этом направлении?

- Несколько раз пробовал. Играл на органе в ансамбле с виолончелистами блюз, рок и джаз. Орган позволяет изобразить всё, что угодно. Иногда подходят охранники и просят "Мурку" сыграть (смеётся). Я не отказывал, из "Мурки" можно сделать целую импровизацию с фугой: орган всё облагораживает. Возможность исполнять любую музыку - это, конечно, не главная сторона органа, но это тоже важно понимать.

- Какую кроме классической, любите слушать?

- Стараюсь сохранить свою любовь к классической музыке и не распыляться на другое. Тем более, что классическая музыка столько разновидностей имеет - от старинной до невероятно современной. Эстрадную музыку я не люблю и не слушаю. Но если понадобится и захочется, я всегда успею к ней прийти.

- Получается, если вы живёте здесь, в гостинице филармонии, то можете играть на своём инструменте, когда захотите?

- Иногда репетирую и по ночам, обыгрываю программу работникам филармонии, вахтёрам, охранникам, администраторам. Они всегда рады послушать музыку наедине с органистом. Орган воспринимается по-своему в разное время суток, при разном освещении, при разном наполнении зала. Акустика лучше, когда зал пустой. Вчера, например, я до 4 ночи занимался. в такое время больше запоминается, больше придумывается. Ночь - это особая тема для музыкантов.

По материалам "Полезной газеты" №7 (7) Вторник, 18 декабря 2012г.
первая полоса, продолжение на стр.3.

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. Людмила, г.Сумы, 04 ноября 2013:

    03.11.2013г. имела удовольствие быть на Вашем концерте!
    Тимур! Огромное Вам спасибо за наслаждение Вашей музыкой!
    Желаю Вам больших творческих успехов и многих-многих побед на
    музыкальном поприще!

    • Тимур Халиуллин, 04 ноября 2013:

      Спасибо большое, Людмила! Очень приятно было играть в Вашем городе и в филармонии! Спасибо за тёплый приём!

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору