«Органная мозаика» — подарок из Петербурга

Добавлено 05 октября 2012 muzkarta

Органный зал Томской филармонии, Наталья Михайлова (орган)

Наличие Малого (органного) концертного зала привлекает в Томск талантливых исполнителей

На прошлой неделе в Томске с программой органной музыки выступила лауреат международных конкурсов органистов (Болгария, 2007 – I премия; Италия, 2009 – I премия; Польша, 2009 – II премия), дипломант и обладатель специального приза Международного конкурса концертных органистов (Казань, 2008), обладатель премии Георгия Бооса «Надежда Отечества» и специального приза VII Международного конкурса имени Таривердиева (Гамбург-Калининград, 2011), органистка из Санкт-Петербурга Наталья Михайлова.

Специалист по связям с общественностью Томской областной филармонии Ирина Афанасьева представила мне Наталью за час до концерта: вопреки ожиданиям (орган – инструмент непростой: для игры на нем, помимо истинного мастерства, иногда требуются и недюжинные физические данные!) передо мной стояла хрупкая молодая девушка. Ее теплый взгляд, приветливая улыбка и спокойная открытость – все способствовало интересной беседе, оставившей после себя самые приятные воспоминания.

– Наташа, я не раз слышала мнение о том, что органная музыка имеет особенное воздействие на человека: часто говорят, что от нее хочется плакать. Как вы думаете, почему это происходит?

– Мне всегда казалось, что орган – очень живой инструмент. Не зря его устанавливают в церквях и соборах, хоть это и недешево: звук органа, по моим ощущениям, наиболее приближен к человеческому голосу, благодаря духовой его природе. А если попытаться объяснить его воздействие научным языком, то кратко можно сказать так, что из-за очень большого диапазона у органа необыкновенный частотный спектр, поэтому он оказывает такое сильное влияние на слушателя.
– Насколько я знаю, игре на этом инструменте не учат в музыкальной школе. Когда и почему вы выбрали именно орган?

– Сегодня уже во многих музыкальных школах преподают орган, причем с самого начала. Но в основном орган вводится в качестве факультативного предмета с пятого класса. А в Европе зачастую начинают учиться сразу на органе, без фортепианной подготовки. Я же начинала как пианистка: поступила на фортепианный факультет музыкального училища при Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова и не думала, что увлекусь органом. Но уже в начале первого курса, когда вывесили список факультативов (в котором чего только не было: от английского языка до тенниса), я увидела орган – и все, заболела им мгновенно. До конца училища больше времени уделяла уже не фортепиано, а органу. Мой преподаватель Михаил Иосифович Лебедь (в 1993 год за заслуги в области культуры и многолетнюю плодотворную работу ему присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации») относился к моему увлечению с пониманием. Свои первые концерты на органе я сыграла именно в училище.
График учебы был очень напряженный: к пяти утра я шла в бассейн, чтобы к семи попасть в училище и сесть за орган: это был учебный четырехрегистровый инструмент...

Вообще же двух одинаковых (больших церковных или концертных) органов практически не существует. Как сказала одна моя студентка: «Оказывается, если ты научился играть на одном органе, это еще не значит, что сумеешь играть на другом!»

Каждый орган уникален

Объясняется это обстоятельство тем, что орган – не только сложнейший музыкальный инструмент, но в значительной степени и произведение архитектуры: каждый орган строится специально для данного собора или концертного зала, и уже поэтому он уникален. Одним из важнейших элементов искусства органиста является умение пользоваться регистрами, то есть искусство выбирать и сочетать краски органа. По мнению томских слушателей на форуме, Наталья Михайлова владеет этим искусством в совершенстве. Создатели органа всегда стремятся наделить его не только неповторимым «лицом» (то, что мы видим, глядя на орган, называется проспектом), но и индивидуальным звучанием. А это зависит от выбора регистров, то есть конкретных звуковых красок. Нет такого органа в мире, в котором использовались бы все известные органные регистры. Из сказанного следует, что органист, приступая к подготовке к концерту на том или ином органе, должен выбрать из имеющихся на данном конкретном инструменте регистров наиболее подходящие для каждого произведения. И здесь необходимо многое: знание эпохи, особенностей языка композитора, стиля произведения, акустики помещения и многого другого. Выбор регистров для органного произведения называется регистровкой. Композиторы редко указывают точную регистровку в нотах, обычно полагаясь на вкус и знания исполнителя.

– Благодаря всем этим нюансам в Европе профессия «органист» считается чисто мужской, – продолжает наша гостья из Санкт-Петербурга. – Любой кандидат в нашу профессию проходит серьезный, можно сказать, «естественный» отбор: инструменты все разные, время занятий за инструментом, как правило, ограничено, условия игры тоже везде разные. Например, как-то в декабре я играла концерт в Италии: на мне были сапоги и шуба, но в помещении церкви было всего пять градусов, и пальцы буквально примерзали к клавишам. Каждое выступление на органе – сюрприз: бывает, акустика помещения помогает, а бывает – наоборот; игровая трактура бывает легкая, а бывает тяжелая, с тяжелыми клавишами, и т. д. Каждый раз, садясь за новый инструмент, приходится приспосабливаться к его особенностям. В общем, моя профессия требует большой любви, выносливости и терпения. В этой профессии не бывает рабочих дней и выходных — это особенность любой творческой (и научной) деятельности. Внутренняя работа происходит беспрерывно.

Так что профессия органиста трудная, но приятная и интересная!
После концерта мы снова связались с Натальей Михайловой, чтобы узнать ее мнение о нашем органе и томской публике.

– Я очень много играю с 1992 года, но в Сибири побывала впервые, – поделилась органистка. – И знаете, мне очень повезло: я встретила в Томске много замечательных людей, добрых и открытых. Когда ты видишь приветливые лица и за сценой, и в зале, играть легко и приятно. Хочу сказать спасибо всем, кто так или иначе помогал мне в подготовке и проведении этого концерта, а также поблагодарить всех, кто пришел в этот день в камерный зал, чтобы послушать замечательный орган Томской филармонии.

История и устройство инструмента

Король музыкальных инструментов – именно так называл орган Моцарт.
Орган – инструмент клавишный и духовой одновременно. Аналогичные инструменты существовали в Древней Греции, Риме и Византии. С VII века орган используется в церквах (католических), где звучит церковная музыка, а впоследствии на органе стали исполнять музыкальные произведения и светского характера. Современный вид орган приобрел примерно к XVI веку. Орган – инструмент с «постоянным местом жительства»: чаще всего он строится для конкретного помещения. Известно, что у скрипки резонатором, усиливающим и облагораживающим звучание струн, является корпус. У органа эту функцию выполняет пространство, в котором он находится и с которым составляет единое звуковое целое. На звучание труб влияет также их форма: открытые трубы дают ясный звук, закрытые – приглушенный; расширяющиеся к верхней части трубы усиливают звук, а сужающиеся создают таинственные тембры. У широких труб звук мягче, а у труб с небольшим диаметром он интенсивный и напряженный. Звучание труб во многом зависит от материала, из которого они изготовлены. Некоторые из них делаются из древесины, но большая часть из металла: органные мастера традиционно используют сплав свинца и олова. Каждая труба в органе издает звук одной высоты, одного тембра и одной силы, поэтому труб в органах так много (до десяти тысяч!), и они разделяются на ряды – регистры.


Все большое сооружение, именуемое органом, состоит из трех частей: звучащие трубы различной величины и формы, сгруппированные определенным образом; механизм управления (кафедра органа); меха, вентилятор и мотор, нагнетающие воздух, находящийся под постоянным давлением.


Материалы полосы подготовила Софья Вольская
Томская НЕДЕЛЯ №40 (1055) 5 октября 2012 года

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору