Органный пролог «Струлёвской весны»

Добавлено 20 февраля 2015 Тимур Халиуллин

Анна Боровик (скрипка), Тимур Халиуллин (карильон, клавесин, орган), Органный зал Белгородской филармонии, Белгородская филармония, Камерный оркестр Mezzo music

Концерт «Музыка барокко» напомнил: до самого ожидаемого музыкального фестиваля Белгорода осталось девять дней

Фото Юрия Бограда
«Музыка барокко» — не только успешная оригинальная концертная программа в органном зале Белгородской государственной филармонии. Это и первое событие в контексте Международного фестиваля BelgorodMusicFest «Борислав Струлёв и друзья — 2015», три главных концерта которого прозвучат 1, 4 и 7 марта.

Вхождение мультиинструменталиста филармонии Тимура Халиуллина (орган, карильон, клавесин) в фестивальное движение Струлёва было вопросом времени.
«Совсем скоро мы откроем фестиваль в четвёртый раз. С начала нашей истории в Белгороде я думал, как бы в его рамках использовать орган — инструмент невероятной мощи, резонанса, свободы. В этом виолончель с ним схожа. Потому их дуэт — величайшая сила. И сегодня, наконец, это произойдёт — вместе с Тимуром я исполню композиции потрясающей красоты», — подтвердил Струлёв, арт-директор и виолончелист BelgorodMusicFest, перед выходом на сцену.

Борислав Струлёв. Фото Юрия Бограда
Орган и виолончель преподнесли слушателям две «Аве Марии» — Джулио Каччини и Астора Пьяццоллы, сочинения Иоганна Себастьяна Баха — Ариозо из клавесинного концерта № 5, Адажио из органной токкаты до мажор и Арию из оркестровой сюиты ре мажор, для которой Халиуллин пересел за клавесин. И особую из воплощённых партитур концерта Молитва Камиля Сен-Санса — её музыканты посвятили памятиЕлены Образцовой (со дня смерти певицы минуло 40 дней).

На репетициях «Музыки барокко» у Струлёва возникла идея дуэта виолончели и органа непосредственно на фестивале. Он обещает ночной (!) концерт при свечах — в атмосфере, которая, пожалуй, больше всего соответствует трансцендентности этой музыки. Как только станет известно его точное время, «БелПресса»об этом сообщит.

Белгородские поклонники органа слышали ансамбль виолончели и органа, конечно, не в первый раз. Но прежде слышали фрагментарно. Впервые этому сочетанию отвели столь значимое место, сделав основой первого отделения. И впервые виолончель (Струлёв неразлучен с уникальным инструментом работы флорентийского мастера Луиджи Пьятеллини конца XVIII века) звучала так насыщенно.

«У Борислава такая виолончель и такой темперамент, что я сделал то, чего никогда не позволял себе в ансамблях, — включал орган более громкими, красочными тембрами. Не позволял, поскольку камерное звучание виолончели сложно сочетается с обволакивающим, густым органным звуком. Обычно орган давил виолончель. Но не в случае со Струлёвым», — поясняет Халиуллин.

Борислав Струлёв, в первую очередь известный потрясающими импровизациями, свободой интерпретаций, на сей раз проявил себя больше как академический музыкант экстра-класса. До концерта он скажет:
«Произведения будут исполнены в манере оригинала, сегодня нет джаза и красного пиджака, сегодня Бах и серьёзная музыка. Это то, для чего я рождён».
Однако его творческая индивидуальность, природа его дара таковы, что не импровизировать он не может.
«Импровизации Борислава сегодня проявились не в тексте произведения, что, например, может быть в джазе, но не в музыке барокко, а в интонации, в трактовке, посыле — то есть он делал это более тонкими выразительными средствами. И его видения академических вещей неожиданны и прекрасны», — считает белгородский органист.

Струлёв стал ведущим солистом концерта, но не единственным. Московская скрипачка, участница BelgorodMusicFest Анна Боровик исполнила сложнейшие партии в произведениях изумительной красоты — Адажио Томазо Альбинони и Чаконе Томазо Витали. А музыкант белгородской филармонии Василий Иващук предоставил редкую возможность услышать соло бас-тромбона (Анданте ре минор Альбинони). И, разумеется, второе отделение «Музыки барокко» обратилось к гармонии музыкального слияния органа и камерного оркестра Mezzo music под управлением Натальи Боровик (ре-мажорный Канон Иоганна Пахельбеля, Чакона Давида Валентина… В финале вечера — II и III части Славянского концерта Сергея Слонимского).

Катерина Шаронова
http://www.belpressa.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору