Оркестрион в Центральном музее музыкальной культуры

Добавлено 23 июня 2015 muzkarta

Центральный музей музыкальной культуры, Российский национальный музей музыки

В Музее (ул. Фадеева, д.4) появилась музыкальная диковинка — электромеханический оркестрион. Это необычный орган фирмы «DECAP» (г. Антверпен, Бельгия), в составе которого аккордеоны, саксофоны и ударные инструменты играют сами, без исполнителя. Европейское чудо можно не только увидеть, но и услышать.
Оркестрион — механический музыкальный инструмент, воспроизводящий музыку в оркестровом звучании. Представляет собой комбинацию нескольких механических инструментов симфонического оркестра.

Оркестрионы различных размеров и внешнего оформления получили распространение главным образом в США, Германии, Чехии, Бельгии, Нидерландах, были представлены в 19 в. и в России — в поместьях (в бальных залах, гостиных, диванных) и богатых домах провинциальных городов, успешно заменяя дорогие оркестры.

Позднее оркестрионы устанавливались в танцзалах и исполняли лёгкую музыку. В Бельгии до сих пор популярны мобильные площадки с оркестрионами, под звуки которых танцуют все желающие.

В качестве источника звука используются так называемые перфорированные книжки. В каждой из них — по одному музыкальному произведению. Сменять их, как пластинки на патефоне, может любой человек.

В России оркестрионы не получили массового распространения, в связи с чем Центральный музей музыкальной культуры станет одним из немногих мест в нашей стране, где инструмент будет доступен широкой аудитории.

___________________

Интересные факты:

— Сохранились сведения о первом механическом оркестрионе, созданном английским придворным часовщиком К. Пихбеком в 1724 (включал: чембало с флейтами, трубами и литаврами).

— Венский механик И. Н. Мельцель (один из создателей метронома) в 1790-е гг. сконструировал механический инструмент, включавший флейты, трубы, барабаны, тарелки, треугольники и струнные ударные (с молоточками). Усовершенствовал свое изобретение в 1803–04 годах и представил новую модель под названием «пангармоникон» — механический орган наподобие шарманки с цилиндрическими валиками, который имитировал звучание всех инструментов военного оркестра, действуя при помощи мехов. Пангармоникон механически воспроизводил несколько популярных произведений, нанесенных изобретателем на валики: увертюру из оперы

«Лодоиска» Луиджи Керубини, фрагменты «Военной симфонии» Йозефа Гайдна и ораторий Генделя. Наконец, в 1812 году, будучи придворным механиком, Мельцель создал новую модель для императорского «Кабинета искусств» в Вене. В основе его лежали орган с язычковыми трубами, духовые инструменты, а также ударные, приводившиеся в действие штифтованными цилиндрами и гирей. Своему другу, Л. ван Бетховену, Мельцель подал идею создания увертюры «Победа Веллингтона, или Битва при Виттории». Во второй части сочинения использовался его оркестрион.

— Оркестрион не только услаждал слух. Известен факт, когда звуки этого механического музыкального инструмента испугали Наполеона I во дворце Шарлоттенбург в Берлине и заставили его поднять боевую тревогу.

— Оркестрион — единственный механический инструмент, сохранившийся в музыкальной бытовой практике 20 века; в Нидерландах и в настоящее время проводятся конкурсы Оркестрионов во время массовых праздников.

mkrf.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору