Сергея Рахманинова еще при жизни называли самым русским композитором. Федор Шаляпин призывал слушать его произведения, чтобы лучше понять душу русского человека. Рахманинов, живя в Америке после эмиграции, до последнего не принимал гражданства другой страны. Память о нем хранят в Тамбовской области. В селе Ивановка находится музей-усадьба композитора. В Москве же, где он провел половину жизни, государственного музея не существовало. Осенью этого года ожидается открытие первого в столице центра имени Сергея Рахманинова.
Во времена Октябрьской революции Сергей Рахманинов жил в этом доме на Страстном бульваре. Тогда это была Первая женская гимназия. Именно отсюда в декабре 1917 года он навсегда уедет из России. Вторая половина жизни его пройдет в эмиграции. Сюда, на Страстной, он вернется уже в бронзовом обличии. В 1999-м году здесь был установлен памятник «самому русскому композитору».
Композитор родился в Новгородской губернии. Но все основные вехи жизни и творчества Рахманинова связаны с Москвой. Здесь он учился — сначала в музыкальной школе Николая Зверева, затем в консерватории. Был представлен Петру Ильичу Чайковскому и поставил свою первую оперу «Алеко». Жил более 30 лет — то на Воздвиженке, то на Страстном бульваре. Такая же кочевая судьба ждала и один из роялей композитора.
«Много роялей, о которых люди говорят: вот на этом рояле он играл, — рассказывает вице-президент российского Рахманиновского общества Тамара Паршина. — Может и так, а может и не так. А вот этот рояль, совершенно точно известно: он был куплен Рахманиновым у Бехштейна. Это единственный в России рояль, о котором совершенно точно известно, что он принадлежал Рахманинову».
Перед эмиграцией, в 1916-м, композитор продал рояль музыканту Исаю Добровейну. Его младший брат долго хранил инструмент, который помнил пальцы Рахманинова. В 60-е годы рояль перешел в руки пианистов Елены Сорокиной и Александра Бахчиева. Они и передали его в Рахманиновское общество. Инструмент прозвучит в день открытия музея имени Сергея Рахманинова на Большой Ордынке и станет его главным экспонатом. Здесь, в Замоскворечье, композитор не жил, но бывал часто. Давал уроки музыки в семье Третьяковых. Был прихожанином Церкви святителя Николая в Толмачах. Рядом — дом, где теперь будет музей имени Рахманинова. Этот особняк был построен в середине XIX века. В XX — отдан под коммунальные квартиры, а в XXI признан аварийным на 85 процентов. От сноса спасен Рахманиновским обществом.
«Здесь были фанерные перегородки, — рассказывает Тамара Паршина. — И было, по-моему, четыре комнаты. Для четырех жильцов. До сих пор сюда приходит пожилая женщина, которая в этом доме родилась, каждое лето приходит и смотрит: что с моим домом сделалось. Я здесь провела все детство».
Музей Рахманинова обещает стать не просто местом хранения экспонатов — настоящим концертным центром, где приглашенные музыканты будут исполнять на роялях Рахманинова и Льва Оборина произведения композитора. В репертуаре фаготиста Валерия Попова сочинения Сергея Рахманинова занимают особое место. Он уверен — эта музыка способна объединять не только профессионалов, но и целые народы.
«В 69-м году, я думаю, что мы даже открыли американцам его вторую симфонию, — считает Валерий Попов. — Обычно ее избегают из-за ее размеров. Вот в Вашингтоне была очень серьезная политическая ситуация, 69-й год. Заглянув в историю, мы можем знать, что тогда происходило. Мы совершенно потрясающе тогда сыграли эту симфонию вторую».
В первом московском музее-центре Рахманинова собираются глубоко исследовать творчество композитора. Верят, что партитуры не горят и подлинник Первой симфонии (после ее неудачного исполнения Рахманинов надолго замкнулся в себе и сжег его) возможно восстановить, как и память о самом великом композиторе.
Новости культуры