XXI век заставляет меняться классические фестивали — вот и «Каринтийское лето» теперь все больше напоминает супермаркет с безграничным репертуаром

КОТЕЛ ТРАДИЦИЙ Фестиваль завершится выступлением еще одного оркестра, возглавляемого Валерием Гергиевым, — Лондонского симфонического. Он сыграет славянскую программу под управлением колумбийского дирижера Андреша Ороско-Эстрада.
Фестиваль «Каринтийское лето» — один из самых продолжительных фестивалей не только в Австрии, но и во всей Европе. Он проходит в десятке залов по всей Каринтии и длится целых полтора месяца, что позволяет насытить программу как начинающими, так и знаменитыми исполнителями.
На афише соседствуют самые разные жанры — от барочной музыки и литературно-музыкальных композиций (в этом году, например, Клаус Мария Брандауэр читал текст Вагнера о Бетховене в концерте, где Ингрид Марсонер исполняла сонаты Бетховена) до современных струнных квартетов: польский Royal String Quartet отметил 100-летие Лютославского и Шимановского исполнением их сочинений. Есть сугубо академические форматы — так, известный австрийский пианист Рудольф Бухбиндер посвятит два вечера музыке Бетховена. А есть и альтернативная программа: например, финское трио Pipoka (аккордеон, туба и гитара/банджо) представило программу мировой музыки с характерным названием «Туполев», а в один из вечеров звучал даже хип-хоп. Этот концерт проходил в кафе.
Экономический кризис сказался на планах: из программы исчезла изюминка фестиваля, так называемая «церковная опера». Каждый год в монастыре в Оссиахе исполняли одноактную оперу на библейский сюжет.
Среди главных событий нынешнего «Каринтийского лета» — вечер вокальных дуэтов. Одно отделение Барбара Финк и Маркос Финк посвятили немецкой музыке — Шуберту, Брамсу и Хуго Вольфу, второе — дуэтам и песням Аргентины. Брат и сестра Финки родились в словенской семье в Буэнос-Айресе, так что испанский язык для них тоже родной. Песни аргентинских композиторов строятся на народной мелодике, сотканной из традиции местных индейцев и пришлых европейцев. Апофеозом вечера стали баллады Астора Пьяццоллы на стихи Хорхе Луиса Борхеса — блистательный образец единения площадной и филармонической культур.
Главным же событием фестиваля стало выступление в Филлахе оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева — не зря портрет Гергиева открывал фестивальный каталог. Дирижер включил в программу произведения русской музыки — увертюру Чайковского «Ромео и Джульетта», Пятую симфонию Прокофьева, а также Четвертый фортепианный концерт Щедрина «Диезные тональности» — солировала Аника Вавич.
Концерт Гергиева пришелся на день, когда в Филлахе открывались так называемые «церковные дни» — праздник, никакого отношения сегодня к церкви не имеющий и напоминающий мюнхенский Октоберфест: народные ансамбли на всех углах, толпы людей, реки пива… неудивительно, что два первых ряда в партере, предназначенные для местных VIP, остались почти пустыми.
VIP предпочли избирателей. Они многое потеряли: и Чайковский, и симфонический Прокофьев — коронные для Гергиева авторы, а Вавич, занимавшаяся, в частности, у Ростроповича, известна своими интерпретациями русской музыки. Ее исполнение Уствольской и Шостаковича запомнилось критикам, теперь и сложный концерт Щедрина будет связан с ее именем.
Алексей Мокроусов
vedomosti.ru