Как интернациональный ансамбль играет 2012 минут музыки
Фото Владимира Юрченко
В 2016 году Белгород — вновь точка на карте Московского Пасхального фестиваля. В прошлом году и в 2013-м художественный руководитель фестиваля Валерий Гергиев включал наш город в симфоническую программу. А теперь настало время камерной музыки: в белгородской филармонии прозвучал концерт Русско-немецкой музыкальной академии «Ансамбль 2012».
Под знаком Прокофьева
Московский Пасхальный фестиваль — 2016 посвятили композитору
Сергею Прокофьеву, 125-летие со дня рождения которого отмечается в нынешнем году.
Пасхальный фестиваль — это 19 дней, несколько десятков городов, вовлечённых в музыкальный форум. Это четыре музыкальные программы: симфоническая, хоровая, звонильная и камерная. Последняя охватит 11 российских городов — от Мурманска до Владивостока. В их числе и Белгород, чьими гостями стал «Ансамбль 2012» Российско-немецкой музыкальной академии.
Этот ансамбль появился четыре года назад — в перекрёстный Год культуры России и Германии. Молодые музыканты из двух стран, вдохновившись сотрудничеством, решили продолжить совместную работу. Так появилась Российско-немецкая музыкальная академия — площадка для совместных музыкальных проектов. А в её составе — камерный ансамбль, название которому дал год основания, 2012-й, и первоначальный замысел: сыграть вместе 2012 минут музыки. Ансамбль — это молодые музыканты, лауреаты международных конкурсов, работающие в России и Германии.
«Не думали, что начинание будет долгосрочным. Однако нашим музыкантам показалось, что такая форма сотрудничества очень важна: это не просто дипломатическое мероприятие, а реальное, качественно полезное взаимодействие. Музыканты выступают и в России, и в Германии, в их исполнении звучат русские и немецкие композиторы, и что самое главное — они учатся то у российских, то у немецких наставников», — пояснил замысел проекта «Ансамбль 2012» его молодёжный куратор Владислав Тарнопольский.
В 2013 году музыкальный проект взял под крыло маэстро Валерий Гергиев, ставший художественным руководителем Российско-немецкой музыкальной академии и «Ансамбля 2012». А в прошлом году музыкальный коллектив включили в программу Московского Пасхального фестиваля.
«Наша центральная задача — выбирать музыкальную литературу Германии и России для исполнения. У музыкантов из России есть свой взгляд на русскую музыку Шостаковича, а у немецких — своё видение Бетховена. Таким образом мы учимся друг у друга», — рассказывает музыкант, соавтор проекта «Ансамбль 2012»
Николаус Рексрот (Германия).
Четыре музыки
Фортепианное трио № 1 до минор (1923) Дмитрия Шостаковича, написанное им в начале творческого пути, прозвучало в исполнении
Чингиза Османова (скрипка),
Якоба Штеппа (виолончель) и
Николауса Рексрота (фортепиано). Продолжил программу дуэт
Антона Шульце (валторна) и Николауса Рексрота — Три романса для валторны и фортепиано (1849)
Роберта Шумана. В оригинале разыграть между собой музыку должны гобой и фортепиано, однако вскоре Шуман пометил: «играть по желанию» — на скрипке, кларнете или валторне.
Третьей прозвучала в концерте музыка Сергея Прокофьева — Увертюра на еврейские темы (1919). В оригинале написанная для кларнета, фортепиано и струнного квартета, с подачи «Ансамбля 2012» она прозвучала в исполнении кларнета и струнного квинтета:
Никиты Агафонова, Чингиза Османова, Джузеппе Менголи (скрипка),
Розы Георге (скрипка), Якоба Штеппа и Николауса Рексрота.
«Для камерной музыки есть всего два произведения Сергея Прокофьева — Квинтет на балетную тему (квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса на основе балета „Трапеция“. — О.П.) и Увертюра на еврейские темы. Нам показалось, что это произведение более компактное, эффектное», — объясняет выбор Николаус Рексрот.
Вторую часть концерта отдали септету Es Dur Людвига ван Бетховена (1799) — редко исполняемому камерному сочинению для большого состава музыкантов. И в этом ещё одна отличительная черта «Ансамбля 2012»: брать для себя редкий музыкальный материал и преподносить его публике.
Оксана Придворева
www.belpressa.ru