Пианисты. Знающая публика преклоняется перед их талантом и мастерством, любители и вовсе побаиваются пианистов. Оно и понятно, мир фортепианной музыки — параллельная вселенная. Мир, доступ в который строго ограничен! Но есть и хорошая новость — он откроется тому, кто полюбит музыку!
Музыканты не такие как мы! Поэтому всегда интересно узнать, как они живут, чем они живут, о чём думают, чем увлекаются и как воспринимают этот мир? Так же как мы или как-то совершенно по-другому?
Мы встретились с одним из самых ярких представителей русской фортепианной школы — Алексеем Володиным. В 2003 году он покорил вершину швейцарского конкурса имени Гёзы Анды. После Цюриха началась «настоящая» музыкальная карьера виртуоза — с ним оказались рады сыграть и чопорный Лондонский симфонический оркестр, и надменные музыканты Нью-Йоркского филармонического, оркестры Лейпцига, Японии, итальянский оркестр «Ла Скала», и, конечно, оркестр Мариинского театра.
Болят ли у пианиста пальцы, почему он не свистит дома и зачем носит красную нить на запястье? Мы поговорили с Алексеем Володиным о том, о чём всегда хотели знать, но боялись спросить.
Зачем на вашем запястье красная ниточка…?Никогда раньше ничего подобного не делал. Но мама сказала, что эта ниточка уберегает от сглаза. Это поколение верит в колдовство. Я, разумеется, нет. Для меня это сентиментальный жест.
Вы суеверный человек?Вообще — да. Я, например, верю, что свистеть нельзя — денег не будет. Сколько раз проверял — работает.
Раньше, когда только начинал свою концертную деятельность, очень в приметы верил, например, старался идти одной и той же дорогой — боялся, что концерт пройдёт плохо. Но с возрастом стал понимать, что не нужно создавать зависимость от этого. От нас всё равно мало что зависит, скорее — ничего. Вернее, зависит до тех пор, пока вы не садитесь на ненужный самолёт.
Всегда хотелось спросить у пианиста, болят ли у вас после концерта пальцы?Нет (смеётся).
Как следите за своим здоровьем?Единственная возможность следить за здоровьем — ничем не злоупотреблять. Во всём соблюдать меру.
Не пить, не курить?Ну, почему… Можно всего понемногу. Конечно, лучше не курить. Я не курю. А вот алкоголь в малых дозах безвреден в любых количествах.
Ваш самый любимый алкогольный напиток?В алкоголе я большой сноб. Стараюсь избегать даже малейшего намёка на подделку. Советую не быть в этом смысле патриотом и не быть демократичным.
Вы возите с собой бутылочку какого-нибудь качественного, дорогого алкоголя?Я не настолько люблю выпить (смеётся).
Есть какая-то вещь, с которой не расстаётесь, которую всегда возите с собой?Электронную книгу вожу с собой, айпад, бумажную книгу.
Что читаете?Сейчас читаю «Краткую историю времени: от Большого взрыва до чёрных дыр» Стивена Хокинга. Он говорит о науке простым языком, очень увлекательно и доходчиво. Специально для меня!
Не скромничайте. Вас сравнивают великими исполнителями. В пианизме вы — гений! Кстати, трудно ли быть гением?Это надо гения спросить, я себя к ним не причисляю. Вот Рахманинов, Чайковский — гении. Я — просто исполнитель.
Гении — это, наверное, те люди их, конечно, единицы, которые совмещают в себе композитора-исполнителя как Рахманинов, Лист, Паганини. Люди, которые не только играли на рояле или на скрипке, но ещё и сочиняли или дирижировали — как Малер. Именно они могли проложить дорогу в исполнительстве, основать какую-то свою традицию.
Что касается просто исполнителя — это дело вкуса. После концерта могут выйти рецензии совершенно противоположного толка. В одной напишут, что после исполнения этой сонаты Бетховена пианист Х вошёл в когорту великих исполнителей, в другой — «бедный Людвиг»….
Как Вы относитесь к критике?Читаю, интересно, но это как отношение к явлениям природы. Искренне переживать — портить себе нервы.
Вас сложно вывести из равновесия?Ещё не родился тот человек, который выбьет меня из колеи. Стараюсь правильно реагировать на внештатные ситуации. Толстой, например, советовал в гневе считать до 10 или даже до 100, а пианист Софроницкий, когда злился, представлял человека маленьким ребёнком. Но всё же я стараюсь избегать людей, покушающихся на мой психологический комфорт.
Способны ли вы накричать на кого-нибудь?Ни на кого орать я не способен. Громкие звуки не люблю с детства. Но сказать что-то неприятное могу, поскольку я слаб и у меня очень много недостатков. Правда, всегда потом жалею, и с возрастом стараюсь делать этого как можно меньше. Также не люблю, когда слишком громко играет пианист или оркестр, хотя знаю, что это иногда требуется.
О чем должна быть самая интересная беседа для Вас?О музыке, конечно.
С профессионалами?Есть и любители, с которыми интересно поговорить. Это зависит от его кругозора.
С кем из умерших композиторов хотели бы встретиться?Я хотел бы посмотреть на Шопена, Рахманинова, Бетховена, Малера, на Моцарта. Попасть на их концерт — было бы мечтой. Посмотреть, как Бетховен исполнял свой концерт или Шопен играл свои миниатюры… Увидеть Рахманинова как дирижёра или солиста.
В жизни тоже бы понаблюдал за ними, издалека. Не стал бы задавать глупых вопросов.
У вас есть кумир? Человек, у которого Вы могли бы чему-то поучиться?Я учусь у каждого человека. У вас учусь. Я учусь, когда соприкасаюсь с кем-то. Когда слышу. Когда разговариваю с кем-то. Профессиональное для меня связано с жизнью неразрывно. Эти вещи взаимообогащают друг друга.
Разве будет о чём рассказать человеку на сцене, если он кроме белых и чёрных клавиш не видел ничего? Что эта музыка будет выражать? Ведь это не просто абстракция. Целый мир человеческих чувств должен стоять за этими нотами.
Вы общительный человек?Общительный человек в виртуальной реальности. У меня очень много друзей в социальных сетях. Я много переезжаю, и мне приходится экономить время, чтобы заниматься, поэтому зачастую не могу позволить себе встретиться в реальной жизни.
Самые интересные для вас люди, какие они?Мне нравятся обычные живые люди. Эмоциональные, не холодные. Каждый человек интересен. Но первую очередь должен быть эмоциональный контакт.
Как и когда вы поняли, что музыка — это ваше всё? Наверное, ещё в детстве?Всякий раз, когда звучало какое-то музыкальное произведение, меня это очень волновало. С самого детства, с пелёнок. Играл ли это любительский ВИА, симфонический оркестр, солист, мне всегда казалось, что это самое прекрасное, что может быть. Ничего лучше музыки на свете нет, я и до сих пор так считаю.
Когда мама купила мне пианино, речь не шла о том, что я стану профессиональным музыкантом — в немузыкальной семье об этом мало представления. Но так получилось. Просто меня больше ничего не интересовало.
Сейчас для вас музицирование — это большой, серьёзный труд, сложная работа?Это и не работа, и не удовольствие, какая-то другая категория. Это занятие искусством — отдельная для меня статья. Я наконец-то сформулировал для себя.
Какая это работа? Работа — это заводить будильник и идти на завод.
Гениальный концерт вами уже сыгран?Конечно, и не раз (смеется). Каждый концерт — это попытка сыграть гениальный концерт. Но человек несовершенен, всякое может случиться на сцене. Даже достичь своего уровня бывает трудно, а превзойти свой уровень и подняться на новый — всегда результат просто нечеловеческих усилий.
Какой бы совет вы дали молодым мамам: в каком случае стоит отдавать ребёнка учиться музыке, а в каком — нет?Если человек очень хочет, почему нет? Детям я бы посоветовал заниматься искусством только тогда, когда они не могут без этого жить. Потому что музыка — вещь очень ненадёжная, везёт единицам. Если стоит вопрос — музыка или что-то ещё, то лучше выбрать что-то ещё, а музыку — как дополнительный источник радости.
Сформулируйте три правила жизни своим будущим детям?Быть верным самому себе, не делать зла и помнить о том, что вечной жизни не бывает.
Автор фото: Леонид Николаев
karelinform.ru