Рождество, волшебство, праздник… перезвон десятков колоколов и колокольчиков из лета перенёс в зиму. Туда, где есть наряженная ель, подарки и Дед Мороз. Или Санта Клаус — кому как угодно. А вот, и он сам, собственной персоной. С пушисто-белоснежной бородкой, венчиком льняных волос, уютной белой жилетке, шапочке и сантаклаусовских очках. «Ой, ну вылитый Санта Клаус!», зашептался народ. Люди начали улыбаться, снимать на видео. А «Санта Клаус» невозмутимо подошёл к инструменту и заиграл… Точней, забил кулаками по клавишам-рукояткам. И поплыл над городской площадью рождественский звон. Такой звук рождает единственный на свете музыкальный инструмент — карильон. Именно он и приехал 10 июня в Губкин. Точней, эту четырёхтонную махину доставил к нам спецтранспорт — карильономобиль.
Волшебная музыка от бельгийского волшебника— Это очень редкий инструмент! В России всего три карильона: в Петербурге, Петергофе и Белгороде. Только он у вас он ещё и передвижной! — пояснил «Санта Клаус», который, разумеется, совсем не сказочный персонаж, а очень и очень известный музыкант.
Знакомьтесь, бельгиец Йозеф Хаазен, профессор факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета (кафедра органа, клавесина и карильона), обладатель Ордена Короны степени командора (эту награду он получил от короля Бельгии Albert II). Именно благодаря Йозефу Хаазену в нашей стране появился первый карильон. Профессор влюблён в нашу страну, отлично, хотя и с акцентом, говорит по-русски. Считает, что самый главный день в жизни каждого из нас — сегодняшний. Потому что «вчера» осталось в прошлом, а «завтра» ещё не наступило. И жить нужно днём сегодняшним, ценя каждое его мгновение.
Редакция портала
— Йозеф, а вы знаете, что в России считается, будто колокольный звон отгоняет нечистую силу и вообще всё плохое? — задали мы полушутливый вопрос.
Собеседник
— О, да, я в курсе! Но этого звука нечисть боится, только если музыкант хорошо играет на карильоне, — улыбается профессор.
«Его» музыканты, его ученики, играли просто превосходно! Международный фестиваль «Белгородский звон» собрал лучших органистов (считай, и карильонистов) страны. Александра Капинос, Ирина Козлова, Елизавета Рулёва и Мария Лебедева приехали из Петербурга, Олеся Ростовская — из Москвы. Услышали мы игру и знаменитого солиста Белгородской филармонии Тимура Халиуллина.
Да прибудет с нами звон!Фестиваль карильонной музыки открылся 9 июня в Белгороде, а затем три дня подряд музыканты давали по два концерта в день: в Губкине, Старом Осколе, Белгороде, посёлках Красная Яруга и Прохоровке.
Придумала фестиваль старооскольчанка Анастасия Хлюпина. Проект выпускницы музколледжа имени Дегтярёва Белгородского государственного института искусств и культуры вошёл в число победителей Всероссийского молодёжного форума «Таврида». Приятным «довеском» к диплому стал грант в 300 тысяч рублей на организацию фестиваля.
— Идея проекта I международного фестиваля «Белгородский звон» в том, чтобы проехаться по городам Белгородской области и дать возможность людям услышать этот редкий колокольный инструмент, — пояснила Настя.
Несмотря на красоту и мелодичность перезвона, выдержать больше часа это редко кто в силах. Поэтому, концерты идут около часа. А сами музыканты играют в берушах: уж слишком громок звук! Всё-таки 51 колокол — не шутка!
Что можно сыграть на карильоне? Да практически всё. От классики, до вполне современных вещей. Бельгийский музыкант даже российский гимн переложил на звон колколов. И это «всё», собственно, и продемонстрировали музыканты.
Мы услышали Глинку, Чайковского, американскую народную песню, детскую — из мультика про Львёнка и Черепаху, «Ой, цветёт калина» из фильма «Кубанские казаки», композицию Франсиса Лэя из кинофильма «Мужчина и женщина», саунд-треки к «Пиратам Карибского моря», «Интерстеллару» и «Гарри Потеру» (Тимур признался, что обожает современную музыку). Но настоящим культурным потрясением стал «дуэт» карильона и сифонического оркестра филармони. И хотя последний звучал в записи, «Альбинони Адажио соль минор», люди слушали с таким восторгом, что все слова по поводу удачного проекта, были лишними. Проект не просто удался, стал настоящим открытием в музыкальной жизни Белгородчины.
Из Европы — на БелгородчинуПо словам Тимура Халлиулина, прелесть передвижного карильона в отличие от стационарных собратьев, в том, что он установлен внизу, а не на башнях. И зрители видят исполнителя. Видят, как он на педальной клавиатуре извлекает из карильона чарующие звуки… кулаками и ногами.
Йозеф Хаазен пояснил: поскольку звук от колоколов карильона — долгий, тягучий, слушать его лучше на расстоянии. Метрах в ста звучание будет приятнее, чем непосредственно у инструмента.
— Где вы играете ещё? — раздался на площади вопрос.
Тимур рассказал, что в Белгороде каждое воскресенье в 16 часов музыканты филармонии, и карильонисты тоже, играют для прохожих. Абсолютно бесплатно. И порой всё это сопровождается огненным шоу.
— Но ничего этого не было бы, если бы не поддержка губернатора, — говорит органист и карильонист.
В своих поездках по Европе Евгений Савченко увидел карильон. Инструмент, что называется, запал главе региона в душу и вскоре музыкальная диковинка, как и немецкий орган, пополнила коллекцию инструментов Белгородской филармони. И хотя стоимость держится в тайне, понятно, что воплотить проект в жизнь стоило немалых денег. Которых, впрочем, на культуру не жалеют.
А в планах организаторов и музыканта фестиваля — выйти за рамки Белгородской области, показав прелесть карильона в Воронежской и Курской областях.
Сказано!
— Нас всегда радует, когда люди приходят послушать карильон. Вот и сегодня в Губкине, и Старом Осколе людей очень много. Хотя в Губкине играли днём, и наш приезд совпал с пятилетием местной епархии, народа на главной площади было немало. Это очень приятно! — делится Тимур Халиуллин.
gubkin.city/news/in…206/
Источник: gubkin.city/news/in-gubkin-and-region/8206/
Источник:
gubkin.city