В областной академической филармонии состоялось закрытие 44-го фестиваля «Музыкальная осень в Твери», весь месяц дарившего меломанам встречи с лучшими образцами отечественной и зарубежной классики. За время форума были представлены восемь концертных программ, которые были в этом году объединены двумя шедеврами – «Реквиемами» Верди и Моцарта.Благодаря этим сочинениям фестиваль получил кольцевую композицию – Верди начинал «Музыкальную осень», а Моцарт ее завершал. На открытии играли Губернаторские камерный оркестр «Российская камерата», хор «Русский партес» и Концертный хор мальчиков и юношей из Конакова, на закрытии – Государственная симфоническая капелла России. В программе фестиваля значилось девять концертов, но выступление легенды мировой оперной сцены Елены Образцовой было перенесено изза болезни певицы, которая, как рассказали корреспонденту «ТЖ» в филармонии, обязательно приедет в Тверь. Все остальные запланированные концерты состоялись.
Областной центр услышал пианиста Валерия Кулешова, академический хор русской песни Российского государственного музыкального телецентра «Песни России», академический камерный оркестр России под управлением Алексея Уткина, органиста Александра Фисейского, ироничные рассказы Семена Альтова и исполнителя Аргишти, играющего на дудуке. Его концерт, состоявшийся в пятницу, отличался не просто этническим колоритом, но и известной философской направленностью – музыкант размышлял о человеке и бытии, а художник по песочной анимации Марина Соснина в это время создавала соответствующие композиции из песка, и на завораживающий процесс рисования можно было смотреть бесконечно долго. Предпоследний концерт осеннего фестиваля стал для многих настоящим открытием, что собственно отвечает задачам форума, который каждый раз выливается в яркое, надолго запоминающееся событие. Это отметила заместитель председателя Правительства Тверской области Светлана Вержбицкая, вручая художественному руководителю филармонии Андрею Кружкову благодарность главы региона Андрея Шевелева. Приветственный адрес губернатора Светлана Вержбицкая передала художественному руководителю и главному дирижеру симфонической капеллы России Валерию Полянскому, которая произвела в минувшую субботу настоящий фурор. Капелла обращается к многим замечательным образцам классической музыки, предназначенным для исполнения солистами, хором и оркестром. На фестивале прозвучали два шедевра.
В первом отделении капелла представила Симфонию № 3 фа мажор Иоганнеса Брамса, со дня рождения которого в этом году исполняется 180 лет. Само сочинение также нынче отмечает юбилей – оно было написано композитором в 1883 году в Висбадене и посвящено известному дирижеру и пианисту Гансу фон Бюлову. Особенно впечатляющим, конечно, было исполнение третьей части симфонии, прозвучавшей как полный затаенной скорби романс, где средний раздел воспринимается как «улыбка сквозь слезы». Однако «Реквием» Моцарта, который занял второе отделение, обладающий невероятной силой, мощью и энергетикой, прозвучал поособенному. Причина состоит прежде всего в специфике самого материала, который потребовал и от солистов, и от хора, и от оркестра точности и четкости, определенной чувствительности и оригинального почерка в выстраивании музыкальных фраз. Со всем этим исполнители справились превосходно, «Реквием» прозвучал торжественно и одновременно печально, пафоса оказалось ровно столько, сколько нужно, чтобы передать все величие музыки Моцарта, который признавался, что пишет это произведение для себя – так оно в общем-то и получилось. Зал поднялся сразу же после того, как затихли звуки последней части «Lux aeterna» («Вечный свет»). Валерию Полянскому и его коллективу зрители аплодировали почти 20 минут! И лучшего финала для фестиваля вряд ли можно придумать.
Евгений Петренко
http://www.tverlife.ru/news/71943.html