Про фестиваль в Сочи, большую музыку и тех, кто говорит о ней с уважением и без
Юрий Башмет и Диана Арбенина на совместном концерте в Зимнем театре. Фото автора
В Сочи прошел X Зимний фестиваль искусств Юрия Башмета. Он не только подвел итоги десятилетия, показав то, что уже смело можно отнести к долговременному вкладу в российскую и мировую культуру. Не только открыл публике неожиданные «сближения» например, между русской музыкой и китайской, между классикой и роком. Фестиваль также и выявил разрывы в частности тот, что касается уровня профессионализма (а точнее, непрофессионализма) некоторой части массовой прессы, пишущей об искусстве.
Зимний театр главная площадка сочинского фестиваля Юрия Башмета
Начнем с того, что старт фестиваля на этот раз выдался как никогда громким, и не узнал о нем в стране разве что самый ленивый: на неофициальное открытие программы 17 февраля прилетел президент Владимир Путин. Говорят, Владимир Владимирович давно хотел посмотреть спектакль «Не покидай свою планету» по мотивам «Маленького принца» Сент-Экзюпери, рожденный творческим трио музыканта Юрия Башмета, актера Константина Хабенского и режиссера Виктора Крамера. Но в Москве, где эта постановка вошла в репертуар театра «Современник», поймать удобную дату не получалось а тут все совпало: свободный в президентском графике вечер и любимый Путиным Сочи. Правда, корреспондент «Труда» подлетел в черноморский город лишь на следующий день, на официальное открытие фестиваля. Но в самом внимании к сочинскому представлению мне видится большая символика: тем самым отмечен, говоря модным словом, тренд, рожденный в Сочи «транскрипции» мировых шедевров, представляющие их новое осмысление и к тому же приспособленные к мобильной гастрольной сцене. Т.е.жанр этот, конечно, существовал и раньше, но именно Башмет стал разрабатывать его с небывалым прежде упорством. Одно из замечательных достижений спектакль «Фантастическая Кармен», представляющий знаменитую историю любви и ревности в трех плоскостях оперной, балетной и драматической. Не случайно на нынешнем фестивале, ставшем как бы итоговым за 10 лет, «Кармен» повторили частично с новыми, а частично с прежними исполнителями, в том числе с вернувшейся на сцену после рождения дочери примой-балериной Большого театра Екатериной Шипулиной.
Не всегда в равной степени постановщикам сопутствовала удача. Многое интересно и остроумно, например, в новом спектакле «Севильский цирюльник» по мотивам знаменитой оперы Россини в первую очередь парадоксальные инструментальные фантазии композитора Кузьмы Бодрова, отталкивающиеся от приемов, еще лет 40-50 назад предложенных мастером музыкального сарказма Альфредом Шнитке. Но вот драматургия получившегося целого вызвала вопросы: сюжет оперы брошен на середине, дальше на первый план выходят словесные монологи героя в исполнении Евгения Стычкина, где речь уже идет о внутренней драме самого Россини, в 37 лет (роковая цифра!) вдруг «умершего» как оперный композитор, тогда как судьба отвела ему еще 39 лет жизни. Одно с другим соединено не без насилия, и эту, драматургическую сторону, мне кажется, авторам еще предстоит «докрутить». Уж не говорю о том, что хорошо пели лишь двое Дара Савинова (Розина) и Юрий Городецкий (Альмавива), партии же Фигаро, Бартоло и Базилио оказались на грани провала.
Юрий Башмет и Диана Арбенина на транспарантах фестиваля...
И все же интересного на сцене Зимнего театра и Органного зала главных традиционных площадок фестиваля было больше. Как, например, не высказать Башмету благодарность за знакомство с изумительными молодыми виртуозами французским гобоистом Филиппом Тондре, испанским валторнистом Хосе-Висенте Кастелло, японской фаготисткой Риэ Коямой, вместе с нашим феноменальным кларнетистом из пермского оркестра Теодора Курентзиса Валентином Урюпиным исполнившими Концертную симфонию Моцарта.
А какими новыми красками заиграли песни лидера рок-группы «Ночные снайперы» Дианы Арбениной, когда сопровождать их стал симфонический оркестр Башмета «Новая Россия»! Дуэт Юрия и Дианы волею случая возник два года назад, когда музыканты записывали в соседних студиях новогодние программы и решили попробовать поиграть вместе, чему помог отличный аранжировщик Дмитрий Рябцев.
...и на совместном концерте в Зимнем театре
Так возникла программа «Классика и рок», впервые прозвучавшая в Сочи в 2015-м, а теперь расширенная за счет новых вещей, в том числе отчаянно-драйвовой песни «Очень хотела» с прошлогоднего альбома «Снайперов» «Выживут только влюбленные». (Кстати, буквально на следующий день после сочинского исполнения вышел роскошный черно-белый клип с обнаженной Арбениной на эту песню, который, как рассказала журналисту «Труда» сама певица, зрел у режиссера Юрия Грымова долгих два года.)
Особенной страницей смотра стали гастроли Гонконгского оркестра китайских инструментов под руководством Яна Хюичаня. Это один из лучших в музыкальном мире Поднебесной коллективов, уже вызвавший восторг публики фестиваля «Евразия-2013» в Екатеринбурге. Игра ансамбля из сотни музыкантов впечатляет не только виртуозным совершенством, но удивительно светлой образностью. Может быть, таков репертуарный выбор дирижера, но судя по нему, и старинной, и авангардной музыке китайских авторов не свойственны трагизм и конфликтность, наоборот, она ярко живописна, пейзажна, подчас заразительно юмористична в изображении народной жизни от сельского быта до развеселых праздников, явно проходящих не без употребления «согревающих» напитков. Музыканты даже чокались на сцене маленькими стопочками что в них было налито, нам осталось неизвестно, но, похоже, темперамента и огня игре это только прибавило.
Китайские виолончель и контрабас выглядят очень экзотически
А какое разнообразие форм и тембров инструментов! Тут и двухструнные эрху далекие собратья скрипки с волшебным «носовым» звуком. И изящные грушевидные пипы местные лютни. И маленькие ручные органы, цимбалы, гусли, китайских названий которых я не в состоянии передать. И рожки, неожиданно с совершенно «владимирским» звуком... Эти поразительные перекрестья столь далеких, казалось бы, культур уловил известный композитор Тандун, чей концерт для пипы с европейским оркестром исполнили китайская солистка Бель Шу и ансамбль «Солисты Москвы» Юрия Башмета. А наш автор Александр Чайковский, наоборот, вдохновился китайскими пейзажами XI века в своей Сюите для двух оркестров, европейского и китайского, мировая премьера которой состоялась в Сочи.
Мастер-классы известных вокалистов и инструменталистов для молодых музыкантов. Лекции столичных специалистов по современной поэзии, изобразительному искусству. Выставки к юбилеям композитора Стравинского и пианиста Гилельса. Международная экспозиция видеоарта... Все это и многое другое тоже сочинский фестиваль, выросший за 10 лет из скромного камерного смотра в артистическую встречу интернационального масштаба.
Дирижеры Юрий Башмет и Ян Хюичань
А еще это событие, в определенном смысле «поставившее на место» высокую творческую и журналистскую тусовку. Речь, правда, не о самом форуме, а о его освещении в прессе. Пока мы, аккредитованные на фестивале журналисты, готовили свои аналитические заметки, одна блогерша, почему-то пользуясь сайтом известного еженедельника,
привлекла всеобщее внимание разбитными постами. Стиль примерно такой:
...На сцену вышли Юрий Башмет и глава города Сочи Анатолий Пахомов. Башмет не кашляет молодец, видимо, бросил курить. Пахомов одет в голубой пиджак и узкие мятые джинсы отлично, по моде... Заиграли Моцарта. Музыка веселая композитор умер юным, не успел хлебнуть горя (это об авторе великого «Реквиема» «Труд»). Пока идет увертюра (в Концертной симфонии нет увертюры «Труд»), дама с гобоем нетерпеливо облизывает мундштук (на гобое играл мужчина «Труд»), а затем эта «миниатюрная француженка» (не существующая в природе «Труд») так и норовит задеть своим инструментом валторниста и фаготиста (вот на фаготе как раз играла «миниатюрная японка» «Труд»). Публике интересно заденет ли? (говорил потом со многими слушателями, все выразили восхищение мастерством музыкантов, но никому не было «интересно, заденет ли» «Труд»).
И в таком духе, с подобными ляпами обо всем фестивале. Ну, бог с ним, кто чего в интернете не пишет но эти посты оказались страшно кликабельны! Превзойдя по этому показателю большинство наших «серьезных» публикаций. Взбудоражив аудиторию не только России, но Америки, Израиля, Португалии... Хотя их автор, заговорив в зале с журналистом «Труда», честно призналась, что, например, понятия не имеет о сюжете классической оперы «Мадам Баттерфляй»...
Легче всего было бы сказать девушке, восполняющей недостаток образованности избытком бойкости, «фи». Но не напоминание ли это и нам, «солидным» критикам, о том, что серьезность и зубодробительный академизм вовсе не синонимы? Что глубину разговора можно и нужно сочетать с яркостью стиля. Что именно так разговаривали с читающей публикой Шуман, Чайковский и другие великие знатоки музыки, когда брались за критическое перо. А возвращаясь к любителям интернет-стеба... Может быть, Юрий Башмет отважится на конференцию в Сети? Допустим, на сайте собственного фестиваля. Ему, опытнейшему артисту, за словом в карман не лезть. Но это уже, наверное, история для следующих фестивалей.
Сергей Бирюков
www.trud.ru
Комментарии
Аноним, 08 марта 2017:
ой, какие обиды! А как вам это: "rosalie_banyster: Восхитительный подарок ждал сегодня меня вечером. Была на открытии музыкального фестиваля. Воочию видеть и слышать симфонический оркестр Татарстана под руководством Александра Сладковского и виртуозную игру на пианино Дениса Мацуева - это из категории невозможного и необходимо увидеть хоть раз в жизни. Впадать в магическое состояние от звуков "пшшшшшшш", фейерверка эмоций, игры, телодвижений дирижёра... Быть очарованной от сбегающих капелек пота с великого Мацуева на клавиши, от утончённо плывущих пальчиков, которые резко превращаются в какие-то мощные будоражащие штыри...": www.instagram.com - Валентина Темникова именно по таким "отзывам в сетях" и проехалась совершенно справедливо и очень точно. Тошнит уже читать этот бред, который пиарщики филармоний восторженно перепечатывают.