Фото: Александр Иванов / Транссибирский арт-фестиваль
В Новосибирске открылся Транссибирский арт-фестиваль скрипача Вадима Репина. В юбилейной программе не только концерты и мастер-классы, но и гастроли Большого театра, джазовые вечера с участием Томаса Квастхоффа, а также российская премьера фильма Брюно Монсенжона о Мстиславе Ростроповиче. Рассказывает Алексей Мокроусов.
Нынешний фестиваль — пятый по счету. Его художественный руководитель скрипач Вадим Репин организует концерты не только в Новосибирске и городах области, но и в Красноярске (это второй фестивальный центр), Москве, Петербурге и Самаре, а также в Японии и Америке. Программы мало где повторяются, общее лишь одно — редкостный уровень исполнителей. Среди уникальных событий — приезд в Новосибирск Большого театра. У организаторов наверняка был лишний козырь во время переговоров по поводу показа «Дамы с камелиями» Джона Ноймайера с участием примы Светланы Захаровой (жена Вадима Репина — участник и прежних фестивалей) и Дениса Редькина. А легендарный Томас Квастхофф и его джазовое трио выступят не только в Новосибирске, но и Санкт-Петербурге. Шесть лет назад немецкий бас-баритон по настоянию врачей завершил карьеру оперного певца, но с недавних пор стал выступать с джазовыми программами — это его первый приезд в Россию в этом качестве.
Что Брюно Монсенжон рассказал «Ъ» о своей кинобиографии Ростроповича
Программы «транссибирских» концертов участники составляют сами. Кент Нагано с новосибирским академическим симфоническим оркестром открыл фестиваль одной из сложнейших симфонических поэм Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра». На пресс-конференции накануне выступления дирижер вспоминал о прежних выступлениях с оркестрами Мюнхена, Сан-Франциско и Токио и признавал, что каждый раз на интерпретацию оказывала влияние местная природа: вот и сибирские степи, мол, отразились. Блистали и солисты: Вадим Репин в Первом скрипичном концерте Макса Бруха, пианист Константин Лифшиц в бетховенской Фантазии для фортепиано, хора и оркестра. Константин Лифшиц, кроме того, представил и собственный сольный вечер в трех отделениях: программа объединила все шесть Английских сюит Баха и сочинения Бернстайна. Причем соната, написанная 20-летним автором в 1938 году, игралась в двух отделениях: сначала, между двумя сюитами, первая часть; затем, после антракта, между Третьей и Четвертой сюитами Баха — вторая. В третьем же отделении прозвучала не менее редко звучащая в России композиция Touches (хорал, восемь вариаций и кода).
Как и Нагано, и многие другие участники, Лифшиц не впервые выступает на «Транссибе», и каждый раз его явление — событие, благодаря которому фестиваль и запоминается. Среди экстраординарного — программа камерной музыки, сыгранная сперва в новосибирском концертном зале имени Арнольда Каца, затем в Бердске (провинциальная программа в райцентрах области, от Карасука до Ордынского, — важная часть фестивальной политики). Фортепианный квартет Шумана и второй Фортепианный квинтет Дворжака исполняли Клара Джуми Кан, Максим Рысанов, Пабло Феррандес и Мари Кодама, а также хозяин фестиваля Вадим Репин.
В афише фестиваля, который продлится до апреля, — несколько мировых премьер, в том числе написанный по заказу фестиваля «Диалог: Я и Ты» для скрипки с оркестром Софьи Губайдуллиной, он прозвучит на закрытии. Помимо музыкальных премьер есть и кино: знаменитый французский режиссер Бруно Монсенжон привез новый документальный фильм «Мстислав Ростропович. Неукротимый смычок». Мировая премьера прошла в Париже, затем фильм показали в Милане, Нью-Йорке и по франко-немецкому телеканалу ARTE, который был основным заказчиком картины. Транссибирский фестиваль тоже принял участие в производстве: благодаря ему появилась русскоязычная версия фильма, в котором звучит множество языков. Среди собеседников Монсенжона — дочери Ростроповича Ольга и Елена, дирижер Геннадий Рождественский, Наталья Солженицына, а также Игнат Солженицын.
Источник:
www.kommersant.ru