Отважная красота: В зале «Зарядье» сыграли сто виолончелей

Добавлено 13 ноября 2018 волонтер

Московский концертный зал «Зарядье», Международный Виолончельный фестиваль «Vivacello», Борис Андрианов (виолончель)

Оркестр виолончелей и премьеры новых сочинений Гии Канчели (мировая) и Сильвии Коласанти (российская) прозвучали на открытии Х Международного виолончельного фестиваля, который проводит в Москве Борис Андрианов. В юбилейный сезон концерты Vivacello пройдут не только в Москве, но и в Петербурге и Тбилиси.

Фото: Григорий Сысоев/ РИА Новости
В формате Vivacello все десять лет в Москве происходят мировые и российские премьеры сочинений для виолончели, что придает этому фестивалю статус актуальной площадки для виолончелистов разных стран. А фестивальную публику — ориентирует не только в историческом, но и в новейшем репертуаре.

На Vivacello впервые в России звучали сочинения Родиона Щедрина и Кшиштофа Пендерецкого, Джованни Соллимы и Антони Жирара, Майкла Беркли, Роберто Молинелли, Павла Карманова, Алексея Рыбникова, Ришара Дюбюньона и других. Такую премьерную афишу может позволить себе далеко не каждый европейский фестиваль.

В этом году Vivacello представили в Концертном зале «Зарядье» две новые партитуры: Концерт для виолончели с оркестром итальянского композитора Сильвии Коласанти, написанный для Давида Герингаса, и «T-S-D» для виолончели с оркестром Гии Канчели, создавшим свое сочинение специально к юбилею Vivacello для Бориса Андрианова.

По первоначальному замыслу Андрианова, новая партитура 83-летнего Гии Канчели должна была прозвучать в «грузинском» музыкальном антураже: вместе с другой грузинской партитурой — «Танцем-фантазией» Бидзины Квернадзе, сочинением «оттепельных времен» (1959), с участием в концерте грузинского дирижера и композитора Николоза Рачвели, возглавляющего сегодня Госоркестр Грузии. Но Рачвели в Москву приехать не смог (из-за болезни), и мировой премьерой «T-S-D» Канчели дирижировал Филипп Чижевский (оркестр «Новая Россия»). Между тем, сочинение Квернадзе, репертуарное для грузинских оркестров и очень давно не звучавшее в Москве, открыло концерт и стало блестящей «увертюрой» к главной премьере программы: здесь темперамент и жесткий ритм аджарского танца «Гандагана» сменялся в оркестре разливающейся в арфах и струнных негой, заставляя вспомнить изысканные колориты «Фавна» Дебюсси.

На резких контрастах строилась и итальянская партитура — Виолончельный концерт Сильвии Коласанти, прозвучавший в исполнении Давида Герингаса впервые в России. Спрессованный в одночастный формат концерт, словно в «клубок» скручивал быстрые фигурации виолончели, резкие оркестровые «удары» и почти инфернальные, тающие пиано. Сложная извилистая драматургия концерта выводила на первый план то исступленно поющий виолончельный монолог, то резкие всплески оркестра, то мерность траурного шествия, то тихую звукопись и красоту, словно рождающуюся из вибрато. В этой контрастной структуре не было внутренней опоры, был голос и конфликт, неустойчивость, как бесконечность.

По сути, с «оборотным» смыслом должна была прозвучать новая партитура Гии Канчели «T-S-D» — аббревиатура тоники, субдоминанты доминанты — трех главных ступеней, «трех китов», на которых веками стояла вся музыка. Канчели запрограммировал в этом сочинении «новую простоту» — не минималистскую, а статическую, возвращающую слух к вековым «устоям». Это тот же его основной творческий принцип, доведенный до логического конца, когда вся партитура вползает, как в игольное ушко, в тонику, субдоминанту, доминанту. Здесь привычное для Канчели медитативное, медленное развертывание звука, динамика звучащей тишины, звуковые миражи, красоту которых «корежат» контрасты. Но в исполнении Бориса Андрианова «T-S-D» обрело формат какой-то тихой трагедии красоты, пронзительного монолога в зыбком пространстве неясности, хрупкости или «агрессии». Андрианов строил драматургию буквально смычком, извлекая из каждого звука бесконечный мир нюансов, оттенков — мир «не простой», а сложный, мир истончающейся красоты, замершей, словно над пропастью.

Но финал фестивального концерта оказался бодрым и жизнеутверждающим: оркестр из ста виолончелистов под руководством Давида Герингаса исполнил «сувениры» для публики: Гимн для виолончелей Юлиуса Кленгеля и переложения популярных пьес мирового репертуара — от Перголези до «Серенады лунного света» Гленна Миллера. Впереди — четыре концерта Vivacellо в Москве, в концертных залах имени П. И. Чайковского, Московской консерватории, «Зарядья», в Мультимедиа Арт Музее.

Кстати

19 ноября концерт Vivacello пройдет в Тбилиси, где Борис Андрианов выступит с Госоркестром Грузии и дирижером Николозом Рачвели. В программе — музыка Гии Канчели.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»
Российская газета — Федеральный выпуск № 7717 (254)
Текст: Ирина Муравьева
rg.ru/2018/11…html

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору