Память сердца

Добавлено 28 марта 2018 волонтер

Концертный хор Санкт-Петербурга, Алексей Гориболь (фортепиано)

Фото: Анна Флегонтова

Концертный хор Санкт-Петербурга под руководством Владимира Беглецова с полным основанием можно назвать одним из самых любимых коллективов в Северной столице. Его репертуарная палитра разнообразна. Масштабные произведения С. Рахманинова («Песнопения Литургии» и «Всенощное бдение»), реквиемы В. А. Моцарта и М. Дюрюфле, хоры Г. Свиридова соседствуют с «Песнями Гражданской войны», оригинальными хоровыми переложениями песен В. Высоцкого, В. Соловьева-Седого, А. Пахмутовой. К числу ярких событий можно отнести и исполнение 23 марта «Страстей по Иоанну» И. С. Баха.

Но хотелось бы остановиться на двух недавно представленных концертных программах, каждая из которых демонстрирует многогранность возможностей коллектива и выявляет принципиально важную направленность творческой деятельности Концертного хора и Владимира Беглецова — не только как его руководителя, но и как одного из лидеров музыкального искусства Санкт-Петербурга.

9 февраля в капелле была исполнена очень интересная, контрастная по содержанию программа, являющаяся совместным проектом Владимира Беглецова и пианиста Алексея Гориболя.

«Шестнадцать песен для детей» П. И. Чайковского — очень непростое, а потому и нечасто исполняющееся целиком произведение. Хору мальчиков под управлением В. Беглецова удалось донести до слушателей всю невероятную трогательность, душевную чистоту этих песен. Как написано в программке, «Дети открывают глаза взрослым на то, что их окружает». Алексей Гориболь, обладающий даром вдохновляющего ансамблиста, звук которого всегда наполнен особой искренностью и красотой, немало способствовал успеху исполнения этого произведения.

Во втором отделении прозвучал цикл Леонида Десятникова «Букет» для хора без сопровождения на стихи О. Григорьева — изумительный по остроумию, разоблачительным характеристикам, музыкальной фантазии, которой всегда поражает композитор. Классический образец социальной сатиры «Антиформалистический раёк» Дмитрия Шостаковича стал поводом для демонстрации не только профессионального мастерства коллектива, но и артистизма хористов, а также и самого Владимира Беглецова, исполнившего одну из ролей в «Райке». Украшением концерта стало участие солиста Большого театра Петра Мигунова (бас).

Говоря о Концертном хоре Владимира Беглецова, важно подчеркнуть, что он «впаян» в духовную жизнь Петербурга как коллектив, без которого невозможно представить ни одно важное событие, связанное с воспоминанием о великих днях в истории города и страны. 28 февраля в исполнении хора в Исаакиевском соборе звучала духовная музыка в память о музейных работниках, трудившихся и живших в Исаакиевском соборе во время блокады, и в связи со 105-летием со дня рождения Анны Ивановны Зеленовой, искусствоведа, директора Павловского дворца-музея с 1941 по 1979 год. Выступление директора Эрмитажа Михаила Пиотровского и тех, кто знал А. И. Зеленову, усилили значимость происходящего.

Особый настрой создал именно Хор Владимира Беглецова. «Ave Maria» Каччини, прозвучала многозначительной увертюрой к этому вечеру. На фоне тишайших хоровых педалей, вырастающих подобно звуковым колоннам и возносящихся через купол в небо, музыка знаменитого плача звучала воплощением вселенской скорби. С пронзительной силой были исполнены сочинения А. Шнитке («Богородице Дево, радуйся», «Господи Иисусе Христе», «Отче наш»), В. Титова («Безневестная Дево»), Д. Бортнянского (Концерт для хора «Гласом моим ко Господу воззвах»), П. Чайковского («Символ веры», «Молитва Господня», «Причастный стих» из Литургии св. Иоанна Златоуста), С. Рахманинова («В молитвах неусыпающую Богородицу»).

«Херувимская песня» К. Пендерецкого заставила вспомнить о трагедиях ХХ века, придала особый объем теме войны и мира, о которой невольно думалось в течение всего вечера.

«Да исправится молитва моя» П. Чеснокова, где сольную партию исполнил учащийся Хорового училища им.

М. И. Глинки Иван Скляров, стала cимволичной кульминацией программы. Хочется верить, что юные музыканты, исполняя подобные произведения, осознают контекст своего выступления, вместе со взрослыми переживают события, которые нельзя забывать. Это и есть эстафета памяти — в ней работникам культуры и искусства отведена значимая роль. И очень важно, что своей деятельностью Владимир Беглецов осуществляет преемственность между воспитанниками Хорового училища и артистами Концертного хора, объединяя их в своих программах.

От воспоминаний, рассказов блокадников и, конечно, звучания хора Исаакиевский собор в этот вечер ощущался не только намоленным храмом. Сердце подсказывало, что это и есть наш дом, наши история, культура, боль, величие и радость… Не хотелось уходить.

Елена ИСТРАТОВА

P. S. Упомянутое в начале статьи исполнение «Страстей по Иоанну» Баха состоялось, когда номер был практически готов. Отклик на это событие еще будет опубликован, равно как и впечатления от грядущих симфонических программ Владимира Беглецова в Большом зале филармонии.

3 мая в исполнении Академического симфонического оркестра филармонии прозвучат сочинения русских композиторов, посвященные столице нашего государства Москве.

18 июня — гала-концерт памяти П. И. Чайковского, со дня смерти которого в этом году исполняется 125 лет.

Редакция

Источник: www.nstar-spb.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору