Парижская опера готовится к юбилею

Добавлено 01 февраля 2018 волонтер

Фото: Reuters

В понедельник в Opеra Garnier директор Парижской оперы Стефан Лисснер поделился творческими планами на сезон-2018/19, который будет дважды юбилейным: 350 лет исполняется самой Опере и 30 лет ее второй сцене — Opеra Bastille. Комментирует Мария Сидельникова.

С торжествами решили не затягивать и вместо традиционной пресс-конференции дали гала, куда помимо журналистов пригласили спонсоров, держателей абонементов и молодежь. Грядущий сезон подавали словно гастрономический ужин со сменой множества блюд — всего по чуть-чуть. Стефан Лисснер произнес вступительное слово, суть которого сводилась к тому, что на прошлое можно оглядываться, а смотреть — так только в будущее. Немного оперы с «приветом благородным сеньорам» из «Гугенотов» Джакомо Мейербера — это будет первая премьера сезона-2018/19 и дебют немецкого режиссера Андреаса Кригенбурга в Парижской опере. Немного балета — «Trois gnossiennes» Эрика Сати в постановке Ханса ван Манена. В текущем сезоне этот маленький шедевр неоклассики показывали только на вечере для избранных, на будущий год покажут всем. А между выступлениями на сцене велись светские беседы-интервью между своими. Бас-баритон Филипп Слай расспрашивал музыкального руководителя театра Филиппа Жордана, «этуаль» Уго Маршан свою начальницу Орели Дюпон, сама Орели Дюпон — шведского режиссера и хореографа Матса Эка. 72-летний мэтр пару лет назад объявил об уходе на пенсию и вот теперь неожиданно согласился сочинить аж две мировые премьеры — «Болеро» Мориса Равеля и «Другое место» на сонату си-минор Ференца Листа.

Словом, цель этого рафинированного вечера была возбудить аппетит. С оперой — удалось, с балетом — не то чтобы.

Оммажем французскому оперному наследию, помимо «Гугенотов», которые целиком возвращаются в Оперу впервые с 1936 года, станет премьера «Троянцев» Гектора Берлиоза в постановке Дмитрия Чернякова. За дирижерским пультом — Филипп Жордан, на сцене — звездный состав: Элина Гаранча, Стефани Д’Устрак, Брайн Хальмель, Стефан Дегу. Парижский интендант так полюбил Чернякова, что без него не обходится ни один сезон. Плюс к «Троянцам» возобновят и его «Иоланту/Щелкунчик». Еще одна опера-балет запланирована на сентябрь 2019 года (то есть фактически уже в новом театральном сезоне, но многие спектакли объявлены сейчас, так как празднования расписаны по году календарному). Новую версию «Галантной Индии», написанную Жан-Филиппом Рамо для «Королевской академии музыки» в 1735 году, представит французский режиссер и художник Клеман Кожитор, дирижер — Леонардо Гарсия Аларкон. Вернется на сцену и нашумевшая версия «Кармен» Бизе в постановке испанца Каликсто Биейто.

Весьма кстати юбилейному сезону пришлось и продолжение цикла по классическим произведениям французской литературы. На этот раз оперную версию получит трагедия Расина «Береника». Швейцарский композитор Микаэль Жаррель пишет музыку, ставит еще один фаворит Лисснера — Клаус Гут, музыкальный руководитель — Филипп Жордан. Заглавную партию поет канадское сопрано Барбара Ханниган, Тита — датчанин Бо Сковхус. Мировая премьера в октябре 2018 года.

Чем открывался балетный сезон-2017/18 в Opera Garnier

Неравнодушен Стефан Лисснер и к русскому репертуару. Новую версию «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия Шостаковича ставит польский театральный режиссер Кшиштоф Варликовский, дирижирует Инго Метцмахер. В декабре 2019 года появится в репертуаре и опера «Князь Игорь», которую французы последний раз видели у себя на сцене полвека назад в исполнении артистов Большого театра. Ставит австралийский режиссер Барри Коски, и это его дебют в Парижской опере. Всего же на оперный юбилейный сезон запланировано 19 спектаклей, из них семь новых, и два торжественных гала. Новый 2019 год в Opera Garnier встретят под голоса Сони Йончевой, Брайана Хаймела и Людовика Тезье и в компании балетных артистов труппы. А на единственном гала 8 мая 2019 года по случаю 350-летия Парижской оперы будет петь звездная пара — Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов.

На фоне оперных планов балетные, увы, выглядят не только скромнее, но и сумбурнее. Из трехвекового французского наследия для юбилейного сезона Орели Дюпон выбрала голливудскую «Золушку» Рудольфа Нуреева и его же фрейдистское «Лебединое озеро», поставленное по следам Мариуса Петипа, чье 200-летие в этом году празднует весь балетный мир и о чем одной строкой говорится в буклете. Третьим и последним большим балетом сезона 2018/19 станет «Дама с камелиями» Джона Ноймайера. Ни Сержу Лифарю, ни Ролану Пети, ни Морису Бежару на предстоящих торжествах Парижской оперы места не нашлось. Зато есть отдельный вечер, посвященный 100-летию Джерома Роббинса, который считал французскую труппу своим вторым домом после NYCB.

Каким планировала текущий сезон Парижской оперы Орели Дюпон

По словам Орели Дюпон, отдавать почести академическому прошлому она сознательно не хотела, в выборе своем руководствовалась интересами и потребностями артистов и уверена, что нет ничего продуктивнее работы с живыми хореографами. И их будет в избытке. Один из фаворитов госпожи Дюпон, израильтянин Охад Наарин, придумавший танец «гага», который сейчас практикуют чуть ли не в фитнес-клубах, поставит на труппу Парижской оперы один из своих самых известных балетов «Декаданс». По премьере сочинят «восходящие и модные» — немец Марко Гекке и швед Понтус Лидберг. Впервые предстоит переносить свои спектакли на французских танцовщиков и востребованному творческому дуэту из NDT Полу Лайтфуту и Соль Леон («Ловкость рук», 2007 и «Говори за себя», 1999). На конец 2019 года запланирована мировая премьера Кристал Пайт — за свою первую работу в Опере «The Seasons' Canon» канадская хореограф получила Benois de la danse. И совсем кот в мешке — балет «У ястребиного источника» от японской сборной: фотографа Хироси Сугимото, хореографа Алессио Сильвестрина, выучившегося в Европе и осевшего в Японии, и композитора Рёдзи Икэды. К японскому у Орели Дюпон известная слабость, но предыдущие эксперименты в этом направлении сложно назвать удачными.

Бесспорным событием, хотя и несколько оторванным от всех дат, станут гастроли Martha Graham Dance Company. Труппа великой создательницы американского модерна едет в Париж впервые за последние тридцать лет и везет знаковые сочинения своей основательницы — «Пещеру сердца», «Весну в Аппалачах», «Весну священную», «Экстаз» и «Оплакивание. Вариации» в редакции артиста парижской труппы Николя Поля. К слову, сама Орели Дюпон с упоением кружилась в этих балетах Грэм всего три года назад на 90-летие Martha Graham Dance Company в Нью-Йорке. Похоже, босоногая свобода ей явно ближе к телу, поэтому жаждущим классического балета в Парижской опере придется подождать.

Источник: www.kommersant.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2025 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору