Когда я задаюсь вопросом – кто из моих друзей наиболее целен и гармоничен, в ком талант спаян с душевной щедростью, а творческие принципы неотделимы от личностных, то ответ у меня один: Ширвани Чалаев. Выходец из глухого лакского аула, Ширвани Рамазанович получил прекрасное академическое образование, но оно не размыло его национальное самосознание, глубинную суть – деревце, выросшее в горах, обзаводится мощной корневой системой.
Ныне он маститый композитор, автор сочинений в разных жанрах, пользующийся высоким авторитетом в стране и за рубежом, народный артист России и Дагестана, лауреат государственных премий…
Наталия Ильинична Сац, обладая необыкновенной интуицией, сразу же заприметила молодого самобытного автора и пригласила его к сотрудничеству. Тогда её детский музыкальный театр делал лишь первые шаги. Но вот приручить «гордого горца», заставить его мыслить стратегически, то есть писать оперы по пьесам нужных для становления театра «генералов от искусства», не смогла даже великая Наталия Сац. Вот и навоевались они всласть – прошли через батальные сцены со швырянием партитур, бурными ночными объяснениями, исключениями постановок из плана, но в конце концов стали задушевными друзьями и верными творческими соратниками. Ш.Чалаев - любимый композитор театра, одну из его опер на сцене Детского музыкального поставила сама Наталия Ильинична, две другие – её ученик и последователь Виктор Рябов.
Надо заметить, что самобытный автор сразу же полюбился не только руководителям театра, но и всей труппе. Артисты не раз говорили мне, что выходят на сотый, двухсотый спектакль «Маугли» как на премьеру.
Нынешний художественный руководитель театра Георгий Исаакян, человек талантливый, обладающий безупречным вкусом, сразу принял «эстафету любви» к Чалаеву у своих предшественников. Одним из первых его шагов было решение возобновить чалаевскую оперу «Маугли», которая сегодня идёт с огромным успехом и переаншлагами, а вот теперь у Исаакяна возникла идея провести авторский концерт Ширвани Чалаева в обновлённом Малом зале театра в цикле «Портреты композиторов».
Строгая концертная обстановка – лишь освещённый рояль в полутёмном зале, у которого выступали солисты, – так контрастировала с праздничными декорациями, экзотическими костюмами и многокрасочным оркестровым звучанием в операх Чалаева на большой сцене, к которым мы привыкли. Но вечер камерной музыки композитора, наполненный глубиной и светом, целомудренной красотой, произвёл едва ли меньшее впечатление, нежели оперный спектакль.
Приближается 90-летие со дня рождения Расула Гамзатова, с которым Ширвани Чалаева связывала творческая дружба на протяжении десятилетий. Мне посчастливилось исполнять и записывать кантату «Целую женские руки» с юрловской капеллой в пору её расцвета. Сам великий хормейстер стоял за пультом оркестра и вдохновенно интерпретировал сочинение.
А в концерте 17 мая прозвучали три вокальных цикла на стихи аварского поэта в переводах Наума Гребнева и Якова Козловского. В связи с тем, что мне удалось услышать в тот вечер, хочется поделиться одним принципиальным соображением. Раньше считалось, что классных певцов в театре Н.Сац нет, да они и не нужны для исполнения партий-ролей зайчиков, землероек, ёжиков и лягушат. Тут главное – актёрская органичность, а оперный голос подчас даже мешает.
Все участники чалаевского вечера продемонстрировали высокое вокально-исполнительское мастерство. Заслуженная артистка России Людмила Бодрова, обладательница могучего «вагнеровского» сопрано, в вокальном камерном цикле «Песни Муи» оказалась на высоте. Огранке её голоса, нахождению необходимых, в том числе и нежных пастельных красок, способствовал сам автор, активно включившийся в подготовительную работу. Он трудился со всей свойственной ему страстью, недюжинным темпераментом и волей, добиваясь тончайшей нюансировки, ощущения прихотливых кавказских танцевальных ритмов, динамических переключений и контрастов.
Вокальный цикл «Надписи» – на дверях и воротах, на могильных камнях и на бурках, на винных рогах, колыбелях и пандуре, пожалуй, самый известный камерный опус Чалаева. Его пели практически все лучшие басы, начиная с незабвенного Бориса Гмыри.
На концерте 17 мая «Надписи» исполнил молодой солист театра Владислав Дорожкин. Это как раз певец из нового набора, недавно окончивший столичную консерваторию у профессора П.Глубокого и уже успешно исполняющий ответственные оперные партии. Красивый свободный голос, органичное сочетание речевой и вокальной выразительности, творческая одарённость позволили певцу выразить всю гамму разнообразных чувств, заложенных в сочинении.
Лауреат международного конкурса Юлия Макарьянц исполнила вокальный цикл Ширвани Чалаева на стихи Расула Гамзатова «Облака». Тонкий музыкант-стилист, безупречно чувствующий и исполняющий музыку разных стран и эпох, созданную на протяжении четырёх веков, артистка буквально слилась с произведением лакского композитора. Особенно завораживающе звучали у неё краски piano-pianissimo – это как бы визитная карточка классного камерного певца. Публика слушала Юлию Макарьянц затаив дыхание и долго не хотела отпускать со сцены.
Порадовало то, что в арсенале всех певцов, исполнявших романсы, помимо ярких красок, которыми рисуются оперные образы, помимо сомбрированного звука, способного «пробить» оркестр и наполнить большой зал, нашлись тончайшие дополнительные ресурсы. Думается, что Ширвани Чалаев в лице Людмилы Бодровой, Юлии Макарьянц и Владислава Дорожкина обрёл верных партнёров и соратников на многие годы – все певцы говорили мне, что влюбились в эту музыку и уже не смогут её не исполнять.
«На сладкое», как бы вне программы, прозвучало ещё одно «горькое» сочинение композитора – сцена из оперы «Король Лир», шедшей много лет на сцене театра имени Н.Сац. В ней в очередной раз блеснул своим драматическим талантом выдающийся певец-актёр Николай Петренко. Его мощная художественная индивидуальность выявляется в самых разных по жанру ролях. На нашем вечере в пятиминутной сцене он поднялся до трагических высот и потряс слушателей. Достойным партнёром Лира-Петренко стал молодой солист театра Максим Сажин в роли Шута. Его Шут – мудрый и грустный – запомнится слушателям как заявка на большую работу, мечтается, чтобы на сцене театра снова шла пронзительно талантливая опера «Король Лир» Ш.Чалаева.
Искренне и профессионально исполнил в концерте артист оркестра театра Валентин Тихонов «Четыре лакские песни» для виолончели. Хочется высказать добрые слова в адрес концертмейстеров Елены Пхиладзе, аккомпанировавшей певцам и виолончелисту, и Татьяне Петренко, которая выступила «оркестром» в опере «Король Лир». Замечательные музыканты почувствовали и передали непростую стилистику фортепианных партий самобытного художника.
Стаж нашей творческой дружбы с Ширвани Чалаевым – 50 лет. Исполняя в рецензируемом концерте мой любимый вокальный цикл на стихи Гарсиа Лорки «Амарго», который давно записал и пел десятки раз, я подумал о том, что почти все партнёры-друзья – соратники композитора ушли: нет Александра Юрлова, виолончелиста Валентина Фейгина, которому Чалаев посвятил семь концертов… Недавно ушла из жизни жена композитора, выдающаяся певица-контральто Нина Григоренко, его верный творческий соратник… Но печаль моя светла –на смену приходят молодые талантливые артисты, которые влюбляются в музыку композитора. Она живёт, ею восхищаются слушатели, и очередное подтверждение тому – авторский концерт Ширвани Чалаева в его родном Детском музыкальном театре имени Наталии Сац.