Совместный проект Государственного симфонического оркестра РТ, Московской филармонии и Министерства культуры России - фестиваль "Творческое открытие", представляющий молодых звезд классической музыки, прошел в Казани. Пожалуй, самым запоминающимся его участником стал виолончелист Александр Рамм: вместе с ГСО РТ под управлением Александра Сладковского он блестяще исполнил знаменитый Концерт Элгара ми минор.После своего выступления Александр дал интервью корреспонденту "ВК". Я сразу спросила, кому в первую очередь он обязан своими успехами. И, честно говоря, не ожидала, что музыкант настолько благодарный. Он вспомнил своего первого педагога из Калининградской музыкальной школы имени Глиэра Светлану Иванову. Виолончелиста Алексея Селезнева, по настоянию которого семья юного Александра переехала в 1998 году в Москву. Своего педагога из столичного музыкального училища имени Шопена Марию Журавлеву, профессора Московской консерватории Наталию Шаховскую, Франса Хелмерсона из Берлинской высшей школы музыки...
- Но в самую первую очередь, - наконец-то спохватился Александр, - я благодарен своей маме - Вите Рамм. Ей было 40 лет, когда она не побоялась начать жизнь сначала: переехала из Калининграда в Москву одна с двумя детьми (у меня еще есть брат), чтобы я смог учиться в столице. У моей мамы невероятная сила воли и потрясающая работоспособность. В Москве она стала одним из самых уважаемых кинокритиков. Кстати, мама неоднократно приезжала в Казань на фестиваль мусульманского кино.
- Это была ее идея - отдать вас учиться музыке?- Учиться музыке было моим большим желанием. Как-то в наш детский сад в Калининграде пришел ансамбль из музыкальной школы: семь скрипок и виолончель. Как ни странно, мне понравилась скрипка. И я начал целыми днями изображать перед зеркалом скрипача. В какой-то момент маму это достало, и она привела меня в музыкальную школу на день открытых дверей. Там я сразу пережил большое разочарование: мне было 7 лет, и педагоги сказали, что я уже староват для скрипки. Но воля случая, воля Бога: мне предложили "скрипку побольше" - виолончель. Этот инструмент довольно сложный для освоения. В отличие от скрипачей и пианистов, которые шпарят уже в 10 лет, виолончелисты начинают представлять собой что-то интересное не раньше 16 лет... Но я сразу влюбился в виолончель, в ее удивительные, похожие на тембр человеческого голоса, звуки. А маме показалось большим плюсом, что виолончелисты в отличие от скрипачей и занимаются, и выступают сидя, а не стоя.
- Долго искали "свою" виолончель? - Я играл на многих инструментах, начиная с фанерных "фабричек", продолжая своим первым собственным - столетним, производства одной немецкой мануфактуры. У этой виолончели прекрасный звук, а силы звука, к сожалению, недостаточно. Я это понял в 2010 году, когда съездил на свой первый большой международный конкурс в Южную Африку. Получил там четвертую премию во многом из-за того, что на турах с оркестром меня не было слышно. Понял: инструмент нужно менять. В государственной коллекции уникальных инструментов мне дали в аренду виолончель миланского мастера Пьетро Мантегацца, полтора года на ней отыграл, выиграл парочку конкурсов. Потом мне выдали инструмент работы Страдивари, но только для участия в одном конкурсе - имени Чайковского в Москве.
- А сейчас у вас какой инструмент?- Раньше на этой виолончели играл знаменитый Александр Бузлов, а с сентября 2011 года она моя собственность. Это инструмент современного мастера из Кремоны Габриэля Жебрана Якуба, который стал моим большим другом. Габриэль - наполовину русский, наполовину сириец, свободно говорит на шести языках, играет на виолончели, пилотирует самолеты. Потрясающий человек! И старше меня всего на 10 лет. Я считаю, что лет через триста о нем будут говорить так же, как сегодня говорят о Страдивари. Кстати, в прошлом году на знаменитом конкурсе в Хельсинки Paulo Cello Competition жюри единодушно признало мою виолончель лучшей. Потому что в отличие от всех других инструментов, включая Гварнери, Страдивари и Амати, мой звучал одинаково хорошо во всех залах, где проходили конкурсные туры.
- Александр, как вы относитесь к коллективным письмам, которые деятели культуры подписывают или не подписывают по поводу тех или иных событий в мире? - Я аполитичен и предпочитаю не комментировать публично никакие события. Коллективных писем не подписывал никогда, да мне и не предлагали ни разу. Каждый должен заниматься своим делом, я так считаю. Мое дело - играть на виолончели.
- Вы впервые играли сегодня с маэстро Сладковским?- Да. Но я много слышал о маэстро и о том, какую колоссальную работу он проделал, чтобы вывести оркестр Татарстана на мировой уровень. После совместного концерта я могу подтвердить: да, ваш оркестр - мирового уровня.
- Вы родились во Владивостоке, жили в Калининграде, учитесь в Москве и в Берлине... Какой город считаете родным?- Москву. В Москве мой дом. И моя супруга - прекрасная пианистка Анна Одинцова. Всюду, где это возможно, мы играем с ней дуэтом, у нас сложившийся ансамбль. И нам уж точно не скучно вместе!..
Айсылу КАДЫРОВАhttp://www.evening-kazan.ru