Пермская филармония приглашает на всероссийскую премьеру «Музыкальной Сирианы»

Добавлено 14 февраля 2018 волонтер

Пермская филармония, Органный зал Пермской филармонии, Михаил Мордвинов (фортепиано)

Трагический голос Сирии

30 марта в рамках абонемента «Музыка Мира» Пермской краевой филармонии при поддержке министерства культуры Пермского края сирийский скрипач Ашраф Катеб и российский пианист Михаил Мордвинов представят уникальный мультимедийный проект «Музыкальная Сириана», знакомящий с творчеством современных сирийских композиторов, художников и документалистов.

Это будет всероссийская премьера, поскольку программа исполнялась лишь однажды в Берлине под названием Salam to Syria. Но даже там звучали не все произведения, которые будут исполнены на сцене Органного зала: пермская программа в большей степени состоит из серьезных масштабных сочинений.


Политические события в Сирийской Арабской Республике последних лет вызвали большой общественный резонанс во всем мире. В связи с ними постоянно говорят о военных действиях, разрушениях, многочисленных человеческих жертвах и беженцах. Проект Ашрафа Катеба и Михаила Мордвинова предлагает творческую антитезу потоку негативной информации. Цель проекта — показать Сирию — страну развитой культуры, в том числе музыкальной. В программу концерта вошли произведения выдающихся сирийских композиторов, а также авторов из других стран региона, которые оказали влияние на развитие классической музыки в Сирии.

Исполнение музыки будет сопровождать видео-инсталляция работ Али Каафа (р. 1977) и Марвана Кассаба Бахи (р. 1943), одного из величайших современных арабских художников. В настоящее время они живут в Германии. Кроме того, будет показан нашумевший документальный фильм сирийского фотографа Иссы Тумы «9 дней — из моего окна в Алеппо» (приз зрителей конкурса «Наблюдатель» в Санкт-Петербурге): в августе 2012 года фотограф Исса Тума видит из своего окна, как молодые люди перекрывают улицу мешками с песком. В последующие 9 дней он оказывается запертым в своей квартире и становится свидетелем начала боевых действий в Алеппо. Также на вечере будет представлены фотографии Дамаска, Алеппо и других Сирийских городов до и после войны.

По словам Михаила Мордвинова, идея программы возникла в связи с его знакомством со скрипачом Ашрафом Катебом — сирийско-немецким скрипачом (уроженец Алеппо), композитором и дирижером, исследователем и активным пропагандистом арабского музыкального наследия. Он получил образование в музыкальных академиях Алеппо, Москвы, Берлина и Кракова. В юные годы трижды становился победителем национального музыкального конкурса в Сирии, представлял свою страну на фестивале для одаренных детей в Кракове.

С 1992 года музыкант живет в Берлине. Участвовал в различных международных фестивалях, был единственным арабским участником в составе оркестра «Филармония наций» под управлением Юстуса Франца. Выступал со многими звездами исполнительского искусства, такими как Леонард Бернстайн, Иегуди Менухин, Георг Шолти, Мстислав Ростропович, Игорь Ойстрах, Гидон Кремер и др. В числе его постоянных партнеров по сцене — вокалисты Анна Мария Кауфман, Дебора Сэссон, Эркан Аки, пианисты Улугбек Пальванов и Иван Урвалов.

В 1997 году Ашраф Катеб организовал международный проект «Арабская музыка и мир», посвященный творчеству ведущих арабских композиторов. В 2001 году он записал свой первый альбом («Жесты») в дуэте с известным сирийско-немецким пианистом Хазуаном Зерикли. Диск снискал большой международный успех и стал значительным событием, представляя музыку семи арабских композиторов из Сирии, Ливана, Египта и Марокко. В 2010 году Ашраф Катеб выпустил второй альбом — с музыкой Диа Суккари, к исполнению которой были привлечены 22 пианиста из 21 страны.

В 2009 году музыкант получил высокую награду от мэра и председателя муниципального совета Алеппо за просветительскую деятельность.

В последние годы Катеб неоднократно выступал инициатором и одним из создателей (исполнителем и композитором) мультимедийных проектов. В частности, в 2015 году был организован проект Intima, объединивший изобразительное искусство, танец и музыку. Проект освещает историю культуры Сирии — от знаменитого эпоса «Гильгамеш» до сегодняшних дней, омраченных военными конфликтами.

Пианист Михаил Мордвинов — воспитанник знаменитой Гнесинской школы, позже стажировался в Германии в Университете музыки и театра Ганновера.

1996 год принес Михаилу Мордвинову первую премию и золотую медаль на XII Международном конкурсе имени Р. Шумана в Цвиккау (Германия). В следующем, 1997 году, он становится обладателем первой премии и специального приза VI Международного конкурса имени Ф. Шуберта в Дортмунде (Германия). В последующие годы пианист получает специальный приз на конкурсе им. Маргарет Лонг (Париж, 2001) и становится лауреатом конкурсов: «Франц Шуберт и современная музыка» (Грац, 2003), A.M.A. Calabria (Ламециа Терме, 2004), имени Рины Сала Галло (Монца, 2004), Piano-e-competition (Миннеаполис, 2006). В 2006 году стал победителем Международного фортепианного конкурса в Княжестве Андорра.

Победы на конкурсах открыли пианисту дорогу на международную сцену. Плотный концертный график музыканта охватывает Россию, большинство стран Восточной и Западной Европы, Японию, Корею, США.

Михаил Мордвинов работал с такими дирижерами, как Юрий Симонов, Дамиан Йорио, Владимир Понькин, Владимир Вербицкий, Федор Глущенко, Карен Корниенко, Павел Сорокин, Теодор Курентзис, Дмирий Васильев, Александр Скульский, Велизар Генчев, Стивен Слоан и др. Пианист выступал с оркестрами Мюнхенской филармонии, Берлинского Концертхауза, симфоническим оркестром Миннеаполиса, с Уральским, Омским, Иркутским, Московским филармоническими оркестрами, Musica Aeterna.

В 2000 году Михаил Мордвинов становится солистом Московской Государственной Академической филармонии, с 2004 по 2010 годы преподавал специальное фортепиано в РАМ им. Гнесиных, с 2016 года преподает в Консерватории им. Х. Айслера (Берлин) и в Академии им. А. Рубинштейна (Дюссельдорф).

В 2013 г. пианист становится одним из основателей ансамбля Arteunita, базирующегося в Валенсии (Испания), в Берлине с его участием создается трио имени Мечислава Вайнберга.

В разные годы его камерными партнерами были Симона Кермес (сопрано); скрипачи Борис Бровцын, Владислав Иголинский, Гайк Казазян, Елена Ревич, Михаил Секлер, Цви Цейтлин; виолончелисты Борис Андрианов, Штефан Гиглбергер, Ду-Мин Ким, Евгений Тонха, Константин Манаев; Квартет им. Шимановсеого, Романтик-квартет, Квартет Большого Театра, Квартет имени Мирзояна и др.

О композиторах

Погос Джелалян. Соната № 2 для скрипки и фортепиано

Этнический армянин, Погос Джелалян родился в 1927 году в сирийском городе Александрет. В 1939 году его семья, как и многие другие в сегодняшней Сирии, вынуждена была покинуть родину, после того как провинцию, где проживала его семья, оккупировала Турция. Семья композитора обосновалась в Бейруте, где Джелалян жил вплоть до своей смерти в 2011 году. Он преподавал фортепиано и теоретические дисциплины в Бейрутской консерватории. Его сочинения публиковались в Ливане, странах Европы и Латинской Америки. На Ближнем Востоке Джелалян известен не только своей музыкой, но и многолетним сотрудничеством с легендарной египетской певицей армянского происхождения Фейруз.

Диа Суккари. Три пьесы для скрипки и фортепиано

Диа Суккари (1939−2010) — один из самых известных сирийских композиторов. Уроженец Алеппо, Диа получил образование в Парижской национальной консерватории. Его наставниками по композиции были Тони Обен и Оливье Мессиан, по дирижированию — Робер Блот и Мануэль Розенталь. С 1969 года Суккари преподавал в различных учебных заведениях Парижа, написал несколько учебников по теоретическим музыкальным дисциплинам, дирижировал и сочинял музыку. В своем творчестве он сумел объединить традиции академической западноевропейской музыки (прежде всего, французских композиторов, таких как Дебюсси, Равель, Форе) и элементы арабского макама, с его ладовыми и метроритмическими особенностями. Таким образом, Суккари значительно обогатил профессиональную арабскую музыку и открыл в ней новые горизонты.

Сольхи Аль-Вади. Соната № 2 для скрипки и фортепиано

Уроженец Ирака Сольхи Аль-Вади (1937−2007) большую часть жизни прожил в Дамаске. Он стал символом становления национальной музыкальной культуры Сирии, так как его деятельность не ограничивалась сочинением музыки. В 1961 году по его инициативе была открыта Арабская музыкальная школа (ныне носящая его имя), в 1962 году — Арабский институт музыки (в 1991 году переименован в Высший институт музыки), первый вуз подобного рода в Сирии. В институте была открыта кафедра европейских музыкальных инструментов. Таким образом, Аль-Вади заложил основы новой системы музыкального образования. В 1990 году им была основана Дамасская опера, в 1993 году — Сирийский национальный симфонический оркестр, который Сольхи возглавил. В 1995 году Аль-Вади дирижировал первым в сирийской истории исполнением оперы — ею стала «Дидона и Эней» Генри Пёрселла. Представления состоялись в римских амфитеатрах Босры и Пальмиры и привлекли многотысячную аудиторию.

Заид Джабри. «Жесты»

Представитель молодого поколения сирийских композиторов Заид Джабри родился в 1975 году в Дамаске. Он заинтересовался академическим музыкальным искусством в самом раннем возрасте, и особенно его увлекло творчество польских композиторов, прежде всего Витольда Лютославского и Кшиштофа Пендерецкого. Это увлечение привело Джабри в Краков, где он обучался в Академии музыки и защитил диплом под руководством Кшитофа Пендерецкого. В Кракове композитор живет и в настоящее время, с 2011 года — член Союза композиторов Польши. В пьесе «Жесты» он использует микрохроматику (четвертитоновую систему), типичную для арабской музыки.

Валид Аль Хаджар. «Танец в сумерках»

Сирийский композитор, писатель и художник Валид Аль Хаджар родился в 1932 году в Дамаске. Он обучался архитектуре в Стамбуле, композиции — в Парижской консерватории (у Артюра Онеггера и Эдмона Марка), фортепиано — в Нормальной школе музыки в Париже (у Альфреда Корто), изобразительному искусству — в парижском Институте изящных искусств (его наставником был известный скульптор Осип Цадкин). Также он изучал политологию в США и преуспел во всех этих дисциплинах. Большую часть жизни Аль Хаджар путешествовал между Бейрутом, Дамаском, Римом, Парижем и Испанией, в конце концов вернулся в родной Дамаск, в пригороде которого и поселился. В конце 2015 года дом 83-летнего композитора был разрушен в результате обстрела. Валид Аль Хаджар в своем композиторском кредо выступает противником радикального авангарда, называя музыку прежде всего «языком сердца».

Гамаль Абдель-Рахим. Соната для скрипки и фортепиано

Египетский композитор, пианист и педагог Гамаль Абдель-Рахим — основатель первого факультета композиции на Ближнем Востоке, на котором обучались многие арабские композиторы. Абдель-Рахим родился в 1924 году в семье музыкантов, его отец был исполнителем народной музыки. Он обучался музыке первоначально в Каире под руководством европейских профессоров, постигал искусство композиции в Высшей музыкальной школе Гейдельберга и Высшей школе музыки Фрайбурга в классе профессора Харальда Генцмера, ученика Пауля Хиндемита. По возвращении в Египет Абдель-Рахим преподавал в Каирской консерватории. В своем творчестве он объединил многие достижения и композиционные идеи западноевропейской академической музыки и элементы традиционной арабской музыки, однако к концу жизни Абдель-Рахима этнический компонент в его сочинениях стал значительно превалировать. В наследии композитора — сочинения для оркестра, камерные ансамбли, киномузыка, балеты, музыка к театральным постановкам.

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору