11 марта Фонд композитора Сергея Слонимского представил в Малом зале им. А. К. Глазунова Санкт-Петербургской консерватории свой новый проект Ne-o-barocco, посвященный золотым страницам ленинградской-петербургской композиторской школы и шедеврам эпохи барокко. Цикл из четырех концертов — это диалог эпох в контексте преемственности исполнительских традиций Петербурга. Автор идеи — композитор, органистка и клавесинистка Елизавета Панченко.
— Елизавета, где и как возникла идея Ne-o-barocco?— Она возникла спонтанно на собрании актива Фонда Слонимского летом прошлого года. Сергей Михайлович (мой творческий руководитель в аспирантуре) поддержал инициативу — подобные устремления также развиваются в его классе.
— Несколько слов о фонде: в чем его задача?— Фонд «Международный центр современной классической музыки им. С. М. Слонимского» создан в 2013 году с целью пропаганды творчества самого композитора, современной академической музыки России и зарубежья и поддержки талантливой творческой молодежи. Фонд только начинает свою деятельность, и сейчас речь идет в основном о просветительских проектах в сфере образования и культуры.
— Вернемся к проекту. Как строится параллель между двумя эпохами в Ne-o-barocco?— Актуальность музыки барокко очевидна — сегодня интенсивно развиваются европейские школы аутентичного исполнительства барочной музыки. В достоверном звучании шедевров XVII века зачастую рождаются образы, свежесть и экстравагантность которых достойны сегодняшних поисков новизны в искусстве. Отсюда идея сопоставления (не всегда контрастного) — доклассической музыки и классицистских опытов ХХ века.
Русская музыка испытала сильное влияние Европы, связанное в первую очередь с Петровской эпохой, однако ею не ограничившееся. Учитывая преемственность традиций в европейской музыкальной практике, можно смело полагать, что музыка барокко на глубинном уровне оказала влияние на формирование русской композиторской традиции. Музыкальный материал, в известной степени инспирировавший данный проект (в первую очередь речь об органных сочинениях, написанных в Петербурге по инициативе советского органиста И. А. Браудо), относится к выдающимся достижениям советского-российского музыкального искусства.
Первый концерт был посвящен органной музыке. Масштаб звучания инструмента, его предельная отстраненность от традиционных исполнительских сценических эффектов в подаче материала создает блестящую возможность для прикосновения к чистой музыке, как форме интеллектуального диалога без слов. Программа представила сочинения Сергея Слонимского, Бориса Тищенко и Христофора Кушнарева. В перспективе подобные проекты могут быть осуществлены как на основе старинной музыки, так и на материале фольклора. Контрапунктом ленинградской классике в этой конкретной программе стала музыка Иоганна Себастьяна Баха, Георга Муффата и Яна Питерсзона Свелинка. Одним из ключевых факторов был выбор формы сочинений. Это соната, инвенция, фантазия, токката, прелюдия и фуга, которые актуализируются в контексте неоклассики ХХ века.
— Ваш концертный цикл объединяет исполнителей на клавесине, органе, фортепиано, аккордеоне, баяне, домре, даже гуслях!..— Как композитор я очень часто обращаюсь к русским звончатым гуслям. Любопытно, насколько гусли вбирают в себя семантику разных стилевых направлений, будь то специфика барокко, ипостаси ориентализма или концептуальные поиски нового звука, лада, гармонии. Включение гуслей в исполнение музыки барокко (проект SAVEtempo, с 2011 года) подтвердило предположение о фундаментальной легитимности звучания музыки барокко на русских народных инструментах. Именно сегодня важно выявлять максимум возможностей звучания домры, гуслей, аккордеона, баяна для успешной интеграции этих инструментов в разные сферы современного культурного пространства. Никто не отменяет традиционного «русского стиля», присущего этой группе инструментов; в то же время обогащение исполнительских традиций путем освоения старинной и современной музыки видится мне жизненно необходимым процессом.
— Расскажите о других концертах цикла.— Следующий концерт «Петербург — галантная эпоха: от Березовского до Слонимского» (29 мая) — это в первую очередь игра в стилизации и сопоставление нестандартных звучаний домры, гуслей, клавесина и фортепиано. Будут исполняться сочинения Игоря Рогалева, Сергея Слонимского, Григория Корчмара, а также молодых композиторов Евгения Петрова, Евгения Желинского и других. Не могу не сказать, что в подготовке двух первых программ неоценимую помощь оказала творческая группа ведущих преподавателей нашей консерватории. Это заведующий кафедрой органа и клавесина, заслуженный артист России Д. Ф. Зарецкий, доценты Н. Н. Шкребко, И. Н. Ершова, заведующий кафедрой баяна и аккордеона, профессор, заслуженный артист России О. М. Шаров.
Третью программу цикла (его два последних концерта пройдут осенью) можно назвать «рондо-концертом». В ней рефреном проходит наследие великого мастера старинной сонатной формы Доменико Скарлатти. В основе — группа сонат для баяна выдающихся петербургских композиторов Люциана Пригожина и Геннадия Банщикова, представляющих огромный интерес: в них ярко выражено влияние органной семантики на сочинения для баяна и аккордеона.
Заключительный концерт проекта посвящен идее сoncerto grosso, едва ли не самого важного музыкального жанра эпохи барокко. Он объединит два коллектива: ансамбль старинной музыки и квинтет народных инструментов, создав беспрецедентный опыт исполнения концертов Вивальди и Корелли наряду с сочинениями в этом жанре сегодняшних молодых композиторов. Сохранится аутентичная специфика исполнения, к которой относится, к примеру, отсутствие фигуры дирижера в этом переходном виде музыки — от камерной к оркестровой.
— Какие исполнители участвуют в проекте?— Молодые талантливые музыканты Петербурга и их блестящие учителя. В первой программе выступили преподаватели кафедры органа и клавесина фортепианного факультета СПбГК — лауреаты международных конкурсов Марина Вяйзя и Юлия Глазкова, а также воспитанники класса Даниэля Зарецкого — Любовь Носова, Иван Татаринов и Мария Гавриш, тоже лауреаты и дипломанты международных конкурсов.
— В каком качестве выступаете вы?— Прежде всего, я выступаю именно инициатором идеи диалога культур, исполнительских традиций и новых форм жизни так называемой академической музыки. Я занимаюсь изучением и практикой барочной музыки на различных клавишных инструментах с 2006 года. В трех программах проекта играю на органе и клавесине. Прозвучит мое сочинение для звончатых гуслей соло «Сюита о клавесине» и новое сочинение Сoncerto grosso.
— Есть ли высшая гармония в нашем неспокойном мире?— Есть гармония! В музыке это проявляется, правда, не слишком часто — более выявленными оказываются признаки неустойчивости и нервозности современного мира. Одним из путей развития новой музыки мне видится ее «гармонизация» путем приобщения к творческим методам наиболее витальных форм предшествующей музыки барокко и Ренессанса.
— В эпоху барокко композиторы были универсальны. Практически все являлись мультиинструменталистами. Видите ли вы в наше время возрождение этой традиции в той или иной форме?— Разумеется, да. С учетом эволюции исполнительских традиций на сегодняшний день представляется наиболее важным делом изучение каждой группы инструментов (клавишные, струнные, духовые). На мой взгляд, сегодня успешный художник просто обязан быть своего рода homo Renaissance, открытым для восприятия стремительно меняющегося мира во всем его многообразии и великолепии.
— Кому адресован проект «Не-о-барокко»?— Целевая аудитория — творческая молодежь, студенты вузов и средних учебных заведений, сообщества преподавателей, исследователей, ценителей, заинтересованные в диалоге с прошлым и совсем недавней музыкальной современностью. А также просто люди, пришедшие на концерт чтобы вдохнуть частицу счастья, гармонии и красоты. Одной из важных перспектив проекта является внедрение фундаментального изучения музыки барокко на системный уровень, интеграция этого сравнительно нового для российской действительности знания в развитие российской образовательной системы.
Кузьмин Н.
2014-04-22
http://gazetaigraem.ru/a5201404