Некоторые музыканты рассказывают повторяющийся страшный сон: вышел на сцену, положил руки на клавиатуру и тут понял, что это уже не репетиция, а сам концерт. В жизни такое бывает не часто, но все же бывает. Пианист Александр Гиндин неожиданно для себя выступил вчера на открытии II Московского Рождественского фестиваля. Это был просто-таки сон в руку.
Гиндину пришлось срочно заменять внезапно заболевшего Андрея Гаврилова. Программа концерта в Международном доме музыки состояла из произведений Рахманинова. Выступать надо было в сопровождении симфонического оркестра «Русская филармония» под управлением Дмитрия Юровского. Молодой дирижёр, представитель известной музыкальной династии не только возглавляет «Русскую филармонию», но и является главным дирижером Королевской оперы в Антверпене и Генте. С Александром Гиндиным им доводилось играть вместе, но совсем другие произведения. Перед выходом на сцену успели договориться только о том, в каком темпе начнут играть. Но опытные меломаны признались, что такого проникновенного и вдумчивого исполнения третьего концерта Рахманинова не слышали уже давно.В Москве – и сразу с сюрприза – стартовал музыкальный Рождественский фестиваль. Основной площадкой форума стал Московский международный Дом музыки. Симфонический оркестр «Русская филармония» под управлением Дмитрия Юровского готовил программу из произведений Сергея Рахманинова. Но концерт стал неожиданностью не только для слушателей, но и для самих музыкантов.
Для дирижера Дмитрия Юровского конец года – сплошной праздник, день рождения отца, тоже дирижера, Михаила Юровского, Рождество, Новый год. И множество концертов. Этот запомнится серьезным творческим испытанием. Внезапно заболел солист, Андрей Гаврилов.
«За полчаса до концерта выясняется, что он плохо себя чувствует, концерт отменять невозможно, – говорит Дмитрий Юровский. – До последнего момента не знали, что будет».
Ситуацию спас оказавшийся в зале Александр Гиндин. После концерта он скажет: такое не забывается. Сколько бы лет ни прошло, мы будем вспоминать, как будто это было вчера. Не было не то, что репетиций, толком даже обговорить детали не удалось.
«Мы успели договориться, в каком темпе будем начинать. Зал-то уже хлопал. Это призыв к бою», – рассказывает Александр Гиндин.
Произведение хорошо известное и дирижеру и пианисту и… публике. Культовый 3-й концерт Рахманинова! Конечно, он давно в репертуаре Гиндина. Но последний раз пианист исполнял его в сентябре, на открытии сезона в Омске. И спустя три месяца в Москве – даже с неразыграными руками.
Этот был тот самый случай, когда музыка рождалась прямо на глазах публики. Всегда внимательный к солистам Дмитрий Юровский на этот раз буквально считывал с рук намерения пианиста.
Идеальный ансамбль, тонкое взаимопонимание, глубокое и очень свое видение признанного шедевра. Для Александра Гиндина это выступление – еще и вызов самому себе. Рахманинов – особая страница в его профессиональной жизни. Все записи Рахманинова – знает, что называется, наизусть.
«Слушаю, по возможности, ежедневно, – рассказывает Александр Гинлин. – Любимый пианист. Учитель, в японском смысле слова, Рахманинов-сэнсэй. В первую очередь не Рахманинов-композитор, а Рахманинов-пианист, планета. Слушать и учиться».
Выдержка и самообладание – на сцене, эмоции – за сценой, а потом, совсем уже после концерта можно и поволноваться, вспоминая многочисленные детали этого вечера.
ТВ Культура РоссияНовости культуры
Комментарии
из фб, 02 января 2013:
Андрей Гаврилов пообещал весной "москвичам отдать сторицей" 2й и 3й концерты Рахманинова.
Оля, Москва, 21 декабря 2012:
Уберите же статью уже, ведь всем уе известно, что он не заболел ни разу, а просто разругался с оркестром и дирижером!
guest, 21 декабря 2012:
Зачем же убирать? Возможно, не все так просто. Сейчас популярно писать "был" про Гаврилова. Но послушайте: www.youtube.com