Пианист-виртуоз Павел Нерсесьян до сих пор боится сцены

Добавлено 12 января 2018 волонтер

Пермская филармония, Андрей Писарев (фортепиано), Павел Нерсесьян (фортепиано)

Он чрезвычайно любит приезжать в Пермь. Город на Каме отвечает ему восторженным обожанием. Эту обоюдную любовь характеризует хотя бы тот факт, что в 2009 году весь свой гонорар за концерт артист перечислил в пермский фонд помощи погибшим и пострадавшим на пожаре в «Хромой лошади».

Заслуженный артист России, всемирно известный и востребованный пианист Павел Нерсесьян живёт на два континента, преподаёт в Московской консерватории и Бостонском университете. Но его выступления в России крайне редки. Тем престижнее, что 12 января прославленный музыкант выйдет на сцену Органного зала Пермской филармонии в рамках абонементного цикла «Волшебные звуки рояля».

Чаще, чем в Перми, пианист бывает, наверное, только в Японии, где фирма Kawai организовала русскую фортепианную школу, в которой участвуют всего три русских пианиста — Павел Нерсесьян — учитель Нерсесьяна Сергей Леонидович Доренский — Андрей Писарев. Страну Восходящего солнца заслуженный артист России, профессор кафедры специального фортепиано фортепианного факультета Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, лауреат международных конкурсов, профессор Бостонского университета посетил больше 80 раз, побив все мыслимые и немыслимые рекорды!

Он успешно играл в залах Лондона, Парижа, Нью-Йорка, Будапешта, Белграда, Сеула, Эдинбурга, Глазго, Лейпцига, Вены, Токио, Осаки, Каракаса, Лос-Анджелеса, Мюнхена, Мадрида и других городов. Тем удивительнее слышать от этого удивительного музыканта, отдавшего 45 лет фортепианному искусству (начиная с первого выступления в Горьком в 1973 году), что он… боится сцены, и этот страх никуда не уходит:

— Естественно, что не хочется играть плохо, естественно, что есть профессионализм, но всё равно страх иногда парализует. И теряешь либо качество, либо общую линию в построении пьесы. Кроме того, когда боишься, оказываешься один на один со своим собственным физическим телом, которое действует совсем не так, как в обычной жизни.

Программа, которую Павел Тигранович представит в Пермской филармонии в рамках абонемента, включает в себя сочинения К.-Ф.-Э. Баха, Л. ван Бетховена, С. Барбера, Н. Капустина и С. Прокофьева.

…Есть поговорка: гений стреляет в цель, которую никто не видит. Поэтому часто проводят параллель между гениальностью и новаторством. Не поверите, но великий Иоганн Себастьян Бах не изобрел в музыке ничего нового: всю жизнь он бережно хранил традицию. А вот его сын — Карл Филипп Эммануил — открыл путь, по которому пошли венские классики. Моцарт говорил о нем: «Он — отец, мы — дети». Гайдн и Бетховен воздавали его гению искреннее восхищение и уважение. Новатор Бах-младший опередил свое время на несколько поколений, получив к тому же блестящую прижизненную славу, но сейчас находится в тени отца. Как знать, может, его время еще впереди? Ответ на этот трудный вопрос зависит, как знать, и от исполнения Павла Нерсесьяна.

Людвиг ван Бетховен — ключевая фигура классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Творчество Бетховена оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX веков. Павел Нерсесьян исполнит Фантазию cоль минор, соч. 77 великого композитора.

Имя американского композитора XX века Сэмюэла Барбера мало что говорит многим даже очень продвинутым поклонникам музыки. В его сочинениях раннего периода обнаруживается близость к традициям романтиков. Позднее с романтическими традициями сочетались элементы неоклассицизма. Павел Нерсесьян представит пермякам «Экскурсии», соч. 20 в четырех частях.

Николая Капустина — украинского и российского композитора, джазового пианиста многие знают как пианиста оркестра Олега Лундстрема, а также как музыканта Государственного симфонического оркестра кинематографии. Его игра отличается феноменальной виртуозной техникой. В дальнейшем в большей степени выступал как композитор, исполняя преимущественно собственные произведения. Среди произведений Капустина — шесть концертов для фортепиано с оркестром, Концертная рапсодия, более 15 фортепианных сонат, камерная музыка (фортепианный квинтет, струнные квартеты и др.), этюды и миниатюры. Особое место в его творчестве занимают Двадцать четыре прелюдии и фуги (Op.82) — масштабное сочинение, оригинально трактующее классическую форму (мажорные и минорные номера чередуются, но в весьма непривычной последовательности) и решающее фундаментальную задачу сопряжения контрапункта с джазовой гармонией. Павел Нерсесьян предлагает пермякам послушать Сюиту Капустина в старинном стиле, соч. 28.

Многие знатоки творчества С. Прокофьева убеждены, что именно с балета ` «Ромео и Джульетта» и великолепных фортепианных пьес и нужно/можно начинать знакомство с творчеством великого русского композитора. Видимо, Павел Нерсесьян — из их числа. В завершение концерта он исполнит 10 пьес из гениального балета, соч. 75.

permnew.ru/news

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору