Заметка из газеты «Правда Бурятии» за 1999 год о постановке «Пиковой дамы». Валентина Цыдыпова, в те годы солистка Мариинского театра, была бесподобна в роли Лизы. Это спектакль Бурятского театра оперы и балета получил высокую оценку зрителей Улан-Удэ и во время гастролей театра в Монголии.
Премьера оперы Чайковского "Пиковая дама" состоялась на сцене Бурятского академического театра оперы и балета. Надо признать, что полный зал собрала Валентина Цыдыпова. Публика пришла, чтобы услышать приму Мариинского театра в ее первом на сцене Бурятского оперного выступлении в партии Лизы.
Со словом "впервые" можно перечислить целый ряд имен: это первая крупная работа дирижера–постановщика
Романа Моисеева, первая после долгого перерыва постановка в Бурятии монгольского режиссера Эрдэнэбулгана. Первое и очень удачное появление Николая Сибирякова в партии графа Томского, Ганбата - в партии князя Елецкого, большой драматический выход Ольги Аюровой в роли Графини.
К тому же в последний раз зрители Бурятии слышали "Пиковую даму" еще в бытность Айзековича в 1982 году. Валентина Цыдыпова пела в костюмах времен Левченко, стенография Александра Тимина была "освежена" Михаилом Болоневым, - дело в том, что обещанные государством на постановку суммы в театр так и не поступили.
Тем не менее новое поколение смогло наконец увидеть полную картину, составленную из самых популярных оперных цитат: "Я вас люблю, люблю безмерно, без вас не мыслю дня прожить", "Мой миленький дружок, любезный пастушок", "Что наша жизнь? - игра!", ариозо Пиковой дамы и, наконец, "Уж полночь близится, а Германа все нет"...
Мозаика, сложившись в музыкальное полотно, вызвала чувства смешанные. Страсть, составляющую основу Игры и Любви, может передать только страсть. Могла ли сильная, эмоциональная Лиза - Цыдыпова полюбить этого, до времени угасшего Германа - Дашиева, - вопрос не оперной условности, но человеческой наполненности исполнителей. Тут вспоминается цитата самого Чайковского: "Я могу с любовью или увлечением писать музыку на сюжет нимало не эффектный, лишь бы действующие лица внушали мне живое сочувствие".
Так вот, "живое сочувствие" в спектакле вызывает, кроме Лизы - Цыдыповой, блеск в глазах и свежий голос Дамбы Занданова Чекалинского куражное бретерство графа Томского - Николая Сибирякова, величественная Графиня Ольги Аюровой, ровное, уверенное исполнение партии Полины - Оксаны Хингеевой, непосредственность персонажей пасторали "Искренность пастушки" и, уже ближе к финалу, измученный жизненными перипетиями Герман -
Дашиев.
К общим плюсам спектакля можно отнести и массовые сцены с усиленным хором и неплохим кордебалетом. Итак, первая в последние несколько сезонов оперная постановка, по словам художественного руководителя театра Бориса Кима, доказательство того, что театр существует, это важно для самого театра. А для зрителей это возможность наконец пережить впечатления полноценного театрального вечера.
Ольга БАРАЕВА. "Правда Бурятии". май 1999 г.