Почему стриминговые сервисы не подходят для классической музыки? Вся проблема в метаданных.

Потоковые сервисы позволяют слушать музыку любых стилей, эпох и направлений практически с любого устройства. Уверенный сигнал 3G-интернета и миллионы композиций у вас в кармане.
Метаданные это небольшой фрагмент текста, который сопутствует любому цифровому музыкальному файлу. Именно метаданные являются источником полезной информации для слушателя и позволяют отличать композиции друг от друга без необходимости прослушивания. В классической музыке именно эти несколько байт текста хранят в себе столь важные данные, как акт, часть или действие, к которому принадлежит фрагмент композиции, имя композитора, исполнитель, дирижер оркестра, музыкальный лейбл, производивший запись, и год записи.
Если метаданные внесены неверно или, что зачастую наблюдается в популярных потоковых сервисах, неполны, заблудиться в трех соснах это все, что остается любителю классики. И если вы не можете найти интересующее вас исполнение это не значит, что его не существует в природе. Просто кто-то неверно прописал метаданные.
Почему с классической музыкой все так сложно? Дело в том, что мы говорим о жанре, который охватывает сотни лет. За это время были написаны сотни тысяч композиций, относящихся к различным эпохам. Прибавим к этому огромному творческому наследию сотни исполнений оркестрами и труппами. Финальной точкой в путанице станет похожее название произведений:
Йозеф Гайдн Симфония № 103 или как ее принято называть «Симфония с тремоло литавр» и еще одно произведение гениального австрийца
Симфония № 104. Разница в музыке и музыкальном материале колоссальная. Разница в названии всего одна цифра.
Все потоковые сервисы предлагают организованный поиск по миллионам записей, при этом учтены всего три основных критерия отбора:
имя композиции, альбом и автор. На довольно простом примере попробуем убедиться, что стриминг для почитателя классики косточка в горле.
Итак, предположим мы хотим послушать знаменитую
Симфонию № 9 Людвига Бетховена в исполнении американского композитора, пианиста и дирижера
Леонарда Бернстайна. За свою пятидесятилетнюю карьеру дирижера, Бернстайн записал «Хоральную симфонию» ровно три раза: с Нью-Йоркским и Венским Филармоническими оркестрами и историческое исполнение в Берлине спустя несколько недель после падения Берлинской стены в 1989 году. При записи Симфонии № 9 в Берлине принимали участие музыканты сразу из четырех филармонических оркестров: Лондона, Нью-Йорка, Ленинграда и Парижа.
Допустим, что нас интересует запись с Нью-Йоркским филармоническим оркестром. Помимо, собственно, композитора, дирижера и оркестра, в записи Симфонии № 9 фигурируют еще четыре солиста и хор. На интересующей нас записи
Марина Арройоисполняла партию сопрано,
Регина Сарфати меццо-спорано, партию тенора
Никола ди Вирджиллио, баса
Норман Скотт. Без
Джульярдского хора и главного хормейстера
Абрахама Каплана запись также вряд ли бы состоялась. А теперь внимание, вопрос: чья фамилия будет значиться в графе «автор/исполнитель» при поиске на стриминговом сервисе? Бернстайна? Бетховена? Регины Сарфати или Марины Арройо? Или может быть сотни оркестрантов и хористов во главе с Абрахамом Капланом?
Потеря хотя бы одной фамилии в этой цепочке может вывести вас на совершенно другое исполнение. Но чаще хуже. В метаданных помимо композитора и произведения найти что-либо еще невозможно. Или найти то, что для человека, который только знакомится с классикой, станет очередным подтверждением того, что стриминг и классика вещи несовместимые.
Откроем
Spotify и в строку поиска вместо оригинального итальянского названия оперы
Моцарта «Le Nozze di Figaro» («Свадьба Фигаро»), на английском вобьем
«Mozart» и
"Figaro«. Перед нами откроется внушительный список композиций. Прислушаемся к рекомендациям сервиса. Автор
«Donato Di Stefano», знаменитый оперный бас-буффо. Продолжительность композиции 4 минуты, 17 секунд. К слову, вся опера длится около 3,5 часов. Что именно предложил Spotify? Ах, да увертюру. Информацию об этом вы можете узнать внимательно всмотревшись в экран. В левой части экрана есть и список исполнителей-солистов, дирижера и оркестра. В тоже поле «автор/исполнитель» внесены и сам господин Моцарт и имя либретиста Лоренца да Понте. Если бы я впервые обратил внимание на эту запись, а классика для меня была бы «новым жанром», я бы подумал, что вместе с басом Донато ди Стефано оперу исполняет и певец Лоренца да Понте (видимо, также итальянец по происхождению). Увы, либретист умер еще в 1838 году и участвовать в записи никак не мог.

Продолжая эксперимент со «Свадьбой Фигаро», обращаем внимание на следующую композицию в списке предложенных сервисом Spotify увертюра в исполнении
Wiener Philharmoniker. Венский филармонический оркестр написан на немецком, что несколько непродуманно для американского сервиса. Дирижер
Эрик Клайбер, а композиция включена в альбом
Mozart Hits. Мне нравится это исполнение: хороший темп, чистое блестящее звучание. Но как мне найти целую оперу в исполнении Клайбера? Вбиваем «Figaro» и «Kleiber», и среди ряда записей, входящих в состав уже знакомого нам альбома «Mozart Hits», находим запись целой оперы. Но их здесь две и с разными обложками. Это одно и тоже исполнение или... Полагаю, что речь идет о записи 1955 года с легендарным басом Чезаром Сьепи в роли Фигаро. Но информативность со стороны Spotify, увы, нулевая.
Поиск музыки в таком ключе с одной стороны, весьма специфический и интересует исключительно почитателей классической музыки. С другой, для новичка в мире «оркестра и оперы» потоковый сервис может стать горе-учителем. Ситуация с радио не лучше.
Пару щелчков мышью и в фоне играет подборка классической музыки.
Бетховен Соната № 23, знаменитая «Аппассионата». Неискушенный слушатель узнает ее по центральной части. Но ведь сонатная форма состоит из трех (реже четырех) частей... Узнать что-либо об исполнителе также оказалось непростой задачей. В метаданных ничего не было прописано, а на скудно оцифрованной обложке мне с трудом удалось разглядеть фамилию
Павла Щербакова. Именно эта запись оказалась первой в списке прослушивания, но ведь помимо выпускника Ленинградской консерватории есть более 100 исполнений легендарных пианистов. Видимо, Spotify думает иначе.
Сервис
Pandora также не отличается особой внимательностью к метаданным. Слушая записи пианиста
Ланг Ланга и
Мюррея Перайя о дирижерах оркестра оставалось лишь догадываться. Никакой информации на самом сервисе найти не удалось. У вас остается всего два варианта либо очень хорошо знать классическую музыку и, вооружившись поисковиком, постоянно изучать каждую запись и исполнение, либо жить в неведении.
Ситуация повторяется и на сервисе
iTunes Radio, который нередко допускает в списке воспроизводимых «классических композиций» экспериментальные произведения современников. Я не имею ничего против новой музыки, но относить такие «шедевры» к классике, как минимум, рано.

Отходя от темы потоковых сервисов можно убедиться, что с метаданным все плохо и в случае попытки приобрести цифровой альбом на
Amazon или
iTunes. Так, в тренде первого сервиса значатся популярные композиции немецких классиков в весьма адаптированном для современного слушателя виде:
«Лучший альбом классической музыки для релаксации», «Классическое фортепиано для релаксации» или
«Бах перед сном». Найти какую-либо информацию об исполнителе или оркестре (не говоря уже об имени дирижера) практически невозможно. Еще одна проблема специфика построения классических произведений.
Так, фортепианный концерт традиционно состоит из трех частей. Концерт один, части три. Но платить придется за каждую часть отдельно, либо приобретать альбом полностью. Другая сторона медали воспроизведение крупных форм на потоковых сервисах. Найти «любимую часть Andante» в композиции, длительность которой составляет около 30 минут непростая задача. И опять же, быть уверенным в том, что вы слушаете запись в исполнении оркестра и дирижера, которые указаны в метаданных, нельзя. Потоковые сервисы пестрят информационными ошибками.
Возникает соответствующий вопрос: а заинтересованы ли сами потоковые сервисы в том, чтобы наводить порядок в мире классической музыки, радуя поклонников этого жанра? Похоже, не очень. Прибыль, которую приносит классика как жанр музыки в цифровом мире, составляет всего три процента. Международная федерация производителей фонограмм (IFPI) подчеркнула, что самым важным «игроком на рынке классической музыки» остается Германия. На долю классики в Германии приходится от 6 до 8% всего рынка музыки. При этом 70% покупок приходится именно на покупку дисков и виниловых пластиков. В США 46% также предпочитают покупать «физические носители» с классической музыкой, а другие 46% за загрузку цифровых копий произведений любимых композиторов.
Сегодня существует всего несколько интернет-магазинов, специализирующихся на продаже классической музыки. Вице-президент компании Naxos, занимающейся продажей классики и параллельно предоставляющей потоковый сервис,
Син Хикиобъяснил в чем причина сложности поиска нужных произведений на стриминговых сервисах:
За основу поиска на таких сервисах как Spotify, Pandora и прочих берется не релевантность результатов, а вывод композиций, отличающихся высоким уровнем популярности. Все они (сервисы) уже на протяжении нескольких лет обещают почитателю классической музыки «кардинальное улучшение» ситуации. Но воз и ныне там. Процент слушателей сторонников классики мизерно мал и эта аудитория мало привлекательна для подобных сервисов с экономической точки зрения. Понимая это, сервисы просто никуда не торопятся.
В их распоряжении нет и необходимой базы метаданных. Особняком стоит, разве что, iTunes. Более того, в штате компании имеется и несколько музыковедов. Но имея неплохую базу-данных компания просто не торопится «сделать мир лучше»

В связи со сложившейся ситуацией на рынке стали появляться потоковые сервисы и онлайн-магазины, специализирующиеся исключительно на трансляции классической музыки:
Arkiv Music,
Naxos Music Library и
Classic Online HD LL. Стоимость подписки колеблется от 350 до 1000 рублей за месяц использования, но эта плата не только за качество воспроизведения и широкую базу классической музыки на любой вкус, сколько за правильное информирование. Вы всегда сможете знать кто исполняет конкретное произведение, когда была сделана запись и значительно расширить горизонт своих знаний. [
NPR]
http://www.iphones.ru/iNotes/454853