С какой помпой местные чиновники от культуры перед самым Новым Годом заявили: в городе построена шикарнейшая филармония – да еще с органным залом в придачу! Правда, возникал вопрос: кто играть-то на этом гигантском инструменте будет? В Пензе таких музыкантов вроде бы не наблюдается.
Однако управленцев такая проблема не смущала: мол, пригласим органиста из другого города, труд его достойно оплатим. Свои то могут и потерпеть, а для чужих мы всегда изыщем.
Однако терпеть артистам областного концертного учреждения уже приходится не только мизерное жалованье, но и то, что их могут теперь с полным правом вышвырнуть на улицу. 30 декабря уже прошедшего года, в аккурат к наступлению нынешнего, объявленного в России Годом культуры, вышло Постановление Правительства Пензенской области №1023 пП «О ликвидации государственного автономного учреждения культуры “Пензенская областная филармония”».
Хотя обоснований для этого в документе почему-то не приведено. Пытался, правда, 10 января Начальник управления культуры Евгений Шилов на встрече с коллективом филармонии объяснить, что признает работу творческой структуры неэффективной.
Вероятно, считая, что больший эффект будет от недавно построенного огромного зала с органом, на строительство которого ушли колоссальные средства.
Но ведь Пензенская область – не Польша, не Прибалтика и не Германия, основное население которых воспитано с детства на шедеврах органной музыки, звучащей в культовых учреждениях. И не Москва, не Санкт-Петербург, где органные концерты, благодаря эстетствующей столичной интеллигенции, все же собирают публику.
Тут можно и далее рассуждать о том, почему непомерные траты из бюджета направлялись не на повышение уровня жизни обычных пензенских тружеников сцены, а на сооружение той сцены, где им теперь и выступать-то, возможно, не придется.
Огромное фешенебельное здание с вывеской «Пензенская областная филармония», передали в ведение некой организации «Пензаконцерт», созданной незадолго до издания злополучного постановления, возглавляет которую не заслуженный артист или музыковед, а бывший главный инженер (!) филармонии, и штат которой на данный момент состоит, в основном, из звукооператоров, уборщиц, билетеров и прочего обслуживающего персонала.
Нельзя сказать, что забыли про творческих работников. Выступавший перед ними Шилов сказал: в новую организацию ждет всех артистов – по срочному договору. Это означает, что попользуется концертная структура талантом и мастерством сотрудника, посвятившего жизнь служению музам, даже денег на нем заработает.
А закончится срок контракта – пожалуйста, на улицу, пополняй ряды уличных музыкантов: у нас уже новые «звезды». Может быть, даже не из пензенских. Тут уж не до патриотизма, не до поддержки местных талантов, когда речь идет о рентабельности учреждения культуры, как будто это очередная торговая точка.
Потому-то и запросто могут сломать судьбу артиста. Представьте, работал человек много лет на сцене, защищенный Трудовым Кодексом. А его – на срочный договор, как новичка! Будто испытывают, не доверяют и прошлых заслуг не помнят. И звания, награды, – ни о чем не говорят.
Зато с помощью временного контракта можно эффективно отсеивать тех, кто будет бороться за свои законные права. При таких обстоятельствах – работник даже пикнуть побоится, ведь не так много в Пензе других профессиональных концертных организаций. Однако, поверьте, страх – не лучший стимул для творческого полета.
Сценические работники благодарить за такую «милость» начальника управления не стали. Филармонические профсоюзные активисты направили обращение в столичные инстанции.
Не буду, по просьбе заявителей, уточнять в какие, но достаточно высокие. Так что не исключено, что управленцам, оборудовавшим за государственный счет ОРГА’Н, скоро придется напряженно отчитываться за целесообразность своих действий – уже перед центральными государственными О’РГАНАМИ!
Марк ОЛЬШАНСКИЙ
«Новая социальная газета», №3, 23 января 2014 г.