«Поломать пальчики». В Ижевске Никита Борисоглебский назвал обязательные для всех скрипачей концерты

Добавлено 23 декабря 2016 muzkarta

Удмуртская филармония, Валерий Гергиев (дирижер), Омский академический симфонический оркестр, Омская филармония, Никита Борисоглебский (скрипка)

Омский академический симфонический оркестр отметил полувековой юбилей туром по России. В гастрольной афише оркестра к выступлениям в Москве, Санкт-Петербурге и Казани добавился концерт в Ижевске. В качестве солиста на тур сибиряки пригласили Никиту Борисоглебского. Удивительный молодой скрипач впервые выступал в Удмуртии, и обозреватель «ДЕНЬ.org» не упустил шанса познакомить с ним своих читателей.

Никита Борисоглебский. Фото: volgodonskgorod.ru
Свежесть не ради свежести

В программе концерта в столице Удмуртии были представлены единственный скрипичный концерт Чайковского и его Пятая симфония.

В симфоническом «альбоме» Петра Ильича есть шесть полотен, и в их оркестровом исполнении очень давно образовалось некое громкое ударение в последние три.

Большинство оркестров берутся исключительно за Четвертую, Пятую и Шестую симфонии.

Омский академический симфонический оркестр под управлением Дмитрия Васильева даже «заигранную» музыку умеет исполнять свежо. Фото: Александр Поскребышев
— И в этом отношении меня очень порадовало, что в исполнении «заигранной» симфонии Чайковского омичи нашли индивидуальные «вещи», которые, думаю, исходили от дирижера, — Никита Борисоглебский сделал комплимент сибирякам и аргументировал его: — Эти «вещи» музыканты Дмитрия Васильева играют свежо, не так, как принято. Причем это была не «свежесть ради свежести». Но все дело в том, что подобная проблема касается не только симфоний Чайковского. У нас стране музыку Петра Ильича играют о-о-очень много — это касается и фортепианных концертов, и скрипичного…

Наглость в хорошем понимании смелости

Чтобы сильно не углубляться в «почву наследия» Петра Ильича Чайковского, наш корреспондент предложил коснуться темы сотрудничества скрипача с Родионом Щедриным и с другим Чайковским — Александром Владимировичем — двумя масштабными фигурами современной российской музыкальной композиции и, пожалуй, последними ее гигантами.

В Пятой симфонии Чайковского на контрабас в прямом смысле ложилась большая нагрузка. Фото: Александр Поскребышев
— С Родионом Константиновичем мы познакомились в 2008 году, вскоре после того, как ему исполнилось 75 лет, — Никита Борисоглебский вспомнил время знакомства с Щедриным. — В Москве продолжалась череда концертов, посвященных его юбилею, и в тот момент меня порекомендовали композитору. Тогда я сыграл его трио, «Три веселых пьесы» и сольное сочинение «Дуэты» — очень интересную и сумасшедше сложную пьесу, написанную на двух строчках. Тем не менее она исполняется соло одним музыкантом. Родион Константинович говорил мне, что написал ее чуть ли не на спор. В том смысле, что эта пьеса стала вызовом для музыкантов, потому что написана на пределах технических возможностей скрипачей.

— Насколько я знаю, вы периодически музицируете вместе с Щедриным. Каким он выступает в совместном творчестве: доминирует и ведет, а может быть, слушает и ведется?

— Не сказал бы, что на сцене он довлеет или подстраивается. В процессе музицирования Щедрин выступает в роли активного полноценного и равноправного участника сотворчества. При этом когда ты играешь с легендой, то все твои музыкантские рецепторы работают совершенно по-другому. При первой встрече с Родионом Константиновичем и Майей Михайловной Плисецкой в их московском доме я был смущен и очень волновался. Однако с первого дня знакомства Щедрин сказал мне и потом не раз повторял: «Ты должен быть наглее! Как в характере, так и в игре». Эту наглость я понимал в хорошем смысле — как смелость. Совет Щедрина я воспринял со всей серьезностью и постарался воплотить в той мере, которую посчитал нужной для себя. Набираясь после этого жизненного и сценического опыта, я пришел к пониманию того, что смелым действительно сопутствует удача. Во многом сопутствует!

— Спущусь до банальности. Смелость, она ведь и города берет. При этом вы очень много играете в российских городах «второго плана». Не в столичных центрах жизни, а в глубинке. Похоже, что в провинции вы ищете и находите что-то нарочито. А вот что вы ищете?

Партитура Пятой симфонии Чайковского — партия тубы. Фото: Александр Поскребышев
— В музыкальных столицах мира — Вене, Зальцбурге или Берлине — публика избалована богатой концертной жизнью, широким выбором исполнителей и возможностью их сравнения. Волей-неволей в этой ситуации ты чувствуешь, как у столичных меломанов зарождается чувство снобизма и высокомерия. И это немного разочаровывает. Но это их дело. Зато в маленьких городах, особенно в России, ты ощущаешь искреннюю любовь к искусству.

«Лебединая пара» — Родион Щедрин и Майя Плисецкая

— Родион Щедрин и Майя Плисецкая были настоящей «лебединой парой». Вы виделись с Щедриным после ухода из жизни Майи Михайловны?

— Да, виделись, но очень коротко. Однажды мы мимолетно пересеклись за кулисами, а во второй раз успели немного пообщаться. Родион Константинович выглядел опустошенным… А иначе и быть не могло. Но Щедрина очень хорошо поддерживает Валерий Гергиев. Я бы сказал, что, делая музыкальные заказы, маэстро Гергиев держит композитора в тонусе и в хорошей форме.

Лакомые кусочки, входящие в кровь

Никита Борисоглебский соглашается с определением, что в наше время встречи с живыми классиками музыки становятся большой редкостью.

Зачехлив после концерта в Ижевске свою скрипку, ироничный Никита Борисоглебский легко согласился помузицировать для фото на попавшейся под руку старой расстроенной гитаре. Фото: Александр Поскребышев
— Хотя Александр Владимирович Чайковский с юмором говорит о том, что «классиками мы становимся только тогда, когда умираем», — процитировал композитора скрипач. — У Александра Чайковского есть концерт для скрипки с камерным оркестром — это замечательная музыка, которую я очень люблю. Это как раз тот случай, позволяющий разнообразить небольшой репертуар камерной музыки. Поэтому я нередко стараюсь рекомендовать коллегам этот концерт для исполнения в камерном жанре.

— А какие скрипичные концерты вы порекомендуете молодым скрипачам к обязательному исполнению и прослушиванию?

— О, это две абсолютно разные цели, — рассмеялся лауреат второй премии XIII Международного конкурса Чайковского. — К обязательному исполнению отнесу концерт Чайковского — он требует внимания своей технической сложностью. Более того, со временем, сколько бы ты его ни играл, он не становится легче. К тому же если скрипач хочет познать настоящую русскую музыку, то ему надо во что бы то ни стало играть этот концерт — он самый «лакомый кусочек» для познания и очень легко «входит в кровь». Концерт Бетховена тоже надо сыграть настоятельно, но не рано. Для него нужно созреть и затем играть много, чтобы эта музыка тоже вызревала в процессе исполнения. Молодым скрипачам нельзя забывать концерты Брамса, Сибелиуса, Глазунова, Прокофьева, Шостаковича, Берга и Бартока. Все эти концерты обогатят репертуар музыканта. Понятно, что каждый скрипач должен сыграть концерт Паганини — не для музыки, а чисто для техники. Как говорили мои педагоги, в какой-то момент скрипач должен «поломать себе пальчики». В том плане, чтобы пальцы разработались. Концерт Паганини дает для этой разработки прекрасные возможности.

— Ну, а для прослушивания-то что посоветуете?

— Да то же самое! — воскликнул Никита Борисоглебский и заразительно рассмеялся. — Просто тот же концерт Бетховена слушать надо раньше, чем играть. И концерт Шостаковича тоже…

Александр Поскребышев

day.org.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору